Педагогические процессы в сфере физической культуры и спорта

План

1. Педагогический процесс, структура, основные функции.

2. Формы организации педагогического процесса.

3. Средства и методы педагогического процесса.

4. Управление педагогическим процессом.

5. Непрерывное образование и самообразование в сфере физической культуры и спорта.

Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.

В свою очередь обучение и воспитание состоят их множества других взаимосвязанных процессов. Так, в обучении выделяют процессы преподавания и учения, в воспитании – процессы воспитательных воздействий, восприятие воспитуемыми, самовоспитание и др. Направленность учебно-воспитательного процесса вытекает из потребностей общества и общей цели воспитания человека.

Н.В. Кузьмина рассматривает педагогический процесс как систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных компонентов (рис.2).

Ц –цели образования С –содержание образования У1 – субъект обучения (учитель) У2 – объект обучения (ученик) СПК –средства педагогической коммуникации (формы, методы, средства обучения и воспитания)

Рис. 2. Педагогическая система (по Н.В. Кузьминой)

Педагогический процесс как целое обусловлен многочисленными взаимопроникающими связями, отношениями и противоречиями между содержанием, его задачами, средствами, методами и формами организации. Сущность этих связей проявляется в его явных и открытых закономерностях.

Движущей силой педагогического процесса является его внутренняя противоречивость. Сущность противоречий заключена в постоянно возникающих несоответствиях между выдвигаемыми обществом требованиями к обучению и воспитанию людей и реальными возможностями их реализации. Если выдвигаемые в педагогическом процессе требования слишком легки, то они не стимулируют развитие личности, если же требования излишне сложны, но не подкреплены соответствующими условиями, то возникает неразрешимое противоречие, и желаемые результаты педагогического процесса достигнуты не будут.

В каждой педагогической системе учебно-воспитательный процесс отличается своеобразием педагогического взаимодействия его участников: педагогов, учителей, тренеров – с одной стороны; учащихся, студентов, спортсменов – с другой. Однако, во всех случаях оно предполагает взаимную эмоционально яркую положительную активность тех и других, что является главным признаком успешности педагогического процесса.

Как было сказано выше педагогический процесс это единство процессов обучения, воспитания и развития.

Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: