Введение. Учебно-методическое пособие

Логика

Учебно-методическое пособие

Ялта 2010

ББК

УДК

М

Логика: Учебно-методическое пособие для изучения курса студентами первых курсов всех факультетов / Составитель: Мешков И. М. – Ялта: КГУ, 2010.

Рецензент:

кандидат философских наук,

доцент Т. П. Разбеглова

Содержание

Введение………………………………………………………………...4

Структура зачетного кредита учебного модуля……………….....5

Содержательный модуль 1. Значение логики.

Базовые категории логического мышления

1.1. Предмет логики и её значение………………………………………6

1.2. Понятие……………………………………………………………….8

Логические задачи по теме «Понятие»…………………………………11

1.3. Суждение……………………………………………………………..14

Логические задачи по теме «Суждение»………………………………..17

Содержательный модуль 2. Умозаключения……………………….19

2.1. Дедуктивное умозаключение………………………………………..19

Логические задачи по теме «Дедуктивные умозаключения»…………..24

2.2. Индуктивное умозаключение………………………………………..26

2.3. Умозаключение по аналогии………………………………………...28

Содержательный модуль 3. Законы и принципы логического

мышления………………………………………………………………...30

3.1. Основные формально-логические законы……………………..…...30

3.2. Гипотеза……………………………………………………………….34

3.3. Доказательство………………………………………………………..36

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ……………………….42

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ…………………………………………………………… …45

ЗАДАНИЯ ДЛЯ МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ………………………..…46

Список рекомендуемой литературы………………………………............47

Введение

По своему содержанию мышление, как известно, представляет отражение закономерностей объективного мира. Исходя из наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого мышления, логика формирует научный метод, учитывающий объективную диалектику действительности и процесс отражения ее в сознании человека. Естественно, что логика, изучая мышление, в отличие от других наук имеет свое к нему отношение. Она изучает следующие аспекты человеческого мышления. Прежде всего, логика рассматривает мышление как важный инструмент познания объективной реальности, как важное средство постижения истины на основе понятий суждений и умозаключений. Далее процесс мышления интересует логику с точки зрения достижения практической результативности и верности выводного знания, что в значительной степени достигается благодаря применению законов и правил мышления. И, наконец, мышление представляет интерес для науки логики в качестве структурно-формального процесса, подчиняющегося вполне определенным закономерностям в своем функционировании.

Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, какими и являются логические законы. Наука логики помогает познанию этих законов. Данное положение вытекает из характера и специфики взаимосвязи логики и мышления. Во-первых, логическая форма и законы мышления представляются в качестве общечеловеческих, ибо мыслительный процесс у всех людей (независимо от их национальности, особенностей языка, специфики деятельности, опыта жизни и т.д.) имеет общую структуру. Во-вторых, логика основывается на единстве содержания и формы предмета, а это, в свою очередь, обеспечивает верность и непротиворечивость мыслительного процесса. В-третьих, логика имеет всеобщий характер. Данное положение обусловлено тем, что она, абстрагируясь от частного, анализирует общее, типическое.

Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и необходимо развивать различными методами. Вот почему глубокое и последовательное изучение науки логики представляет один из наиболее эффективных способов развития абстрактного мышления. А это, в свою очередь, помогает человеку избегать неясностей, непоследовательных и противоречивых рассуждений, помогает вскрывать неточности и ошибки логического характера, дисциплинировать собственную мысль. Нельзя не согласиться в этой связи с положением, высказанным известным американским психологом Д. Карнеги. Он пишет: "Разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логическому конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервным срывам".

Истина и логика связаны между собой. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные; она нацеливает мысль человека на лаконичность, четкость и правильность изложения. Наука логика необходима людям самых различных профессий и в первую очередь тем, кто профессионально занят научной деятельностью.

Студентам логика поможет оптимально овладеть многообразной информацией, с которой они встретятся при изучении различных гуманитарных и естественных наук и в практической деятельности. Затем, в процессе последующего самообразования, логика поможет студентам отделить главное от второстепенного, критически воспринимать различные определения и классификации многообразных понятий, находить доказательства своих суждений и научиться опровергать ложные.

Задача настоящего учебно-методического пособия заключается в том, чтобы оказать эффективную практическую помощь в освоении студентами практической части курса формальной логики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: