Логика
Учебно-методическое пособие
Ялта 2010
ББК
УДК
М
Логика: Учебно-методическое пособие для изучения курса студентами первых курсов всех факультетов / Составитель: Мешков И. М. – Ялта: КГУ, 2010.
Рецензент:
кандидат философских наук,
доцент Т. П. Разбеглова
Содержание
Введение………………………………………………………………...4
Структура зачетного кредита учебного модуля……………….....5
Содержательный модуль 1. Значение логики.
Базовые категории логического мышления
1.1. Предмет логики и её значение………………………………………6
1.2. Понятие……………………………………………………………….8
Логические задачи по теме «Понятие»…………………………………11
1.3. Суждение……………………………………………………………..14
Логические задачи по теме «Суждение»………………………………..17
Содержательный модуль 2. Умозаключения……………………….19
2.1. Дедуктивное умозаключение………………………………………..19
Логические задачи по теме «Дедуктивные умозаключения»…………..24
2.2. Индуктивное умозаключение………………………………………..26
|
|
2.3. Умозаключение по аналогии………………………………………...28
Содержательный модуль 3. Законы и принципы логического
мышления………………………………………………………………...30
3.1. Основные формально-логические законы……………………..…...30
3.2. Гипотеза……………………………………………………………….34
3.3. Доказательство………………………………………………………..36
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ……………………….42
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ…………………………………………………………… …45
ЗАДАНИЯ ДЛЯ МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ………………………..…46
Список рекомендуемой литературы………………………………............47
Введение
По своему содержанию мышление, как известно, представляет отражение закономерностей объективного мира. Исходя из наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого мышления, логика формирует научный метод, учитывающий объективную диалектику действительности и процесс отражения ее в сознании человека. Естественно, что логика, изучая мышление, в отличие от других наук имеет свое к нему отношение. Она изучает следующие аспекты человеческого мышления. Прежде всего, логика рассматривает мышление как важный инструмент познания объективной реальности, как важное средство постижения истины на основе понятий суждений и умозаключений. Далее процесс мышления интересует логику с точки зрения достижения практической результативности и верности выводного знания, что в значительной степени достигается благодаря применению законов и правил мышления. И, наконец, мышление представляет интерес для науки логики в качестве структурно-формального процесса, подчиняющегося вполне определенным закономерностям в своем функционировании.
|
|
Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, какими и являются логические законы. Наука логики помогает познанию этих законов. Данное положение вытекает из характера и специфики взаимосвязи логики и мышления. Во-первых, логическая форма и законы мышления представляются в качестве общечеловеческих, ибо мыслительный процесс у всех людей (независимо от их национальности, особенностей языка, специфики деятельности, опыта жизни и т.д.) имеет общую структуру. Во-вторых, логика основывается на единстве содержания и формы предмета, а это, в свою очередь, обеспечивает верность и непротиворечивость мыслительного процесса. В-третьих, логика имеет всеобщий характер. Данное положение обусловлено тем, что она, абстрагируясь от частного, анализирует общее, типическое.
Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и необходимо развивать различными методами. Вот почему глубокое и последовательное изучение науки логики представляет один из наиболее эффективных способов развития абстрактного мышления. А это, в свою очередь, помогает человеку избегать неясностей, непоследовательных и противоречивых рассуждений, помогает вскрывать неточности и ошибки логического характера, дисциплинировать собственную мысль. Нельзя не согласиться в этой связи с положением, высказанным известным американским психологом Д. Карнеги. Он пишет: "Разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логическому конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервным срывам".
Истина и логика связаны между собой. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные; она нацеливает мысль человека на лаконичность, четкость и правильность изложения. Наука логика необходима людям самых различных профессий и в первую очередь тем, кто профессионально занят научной деятельностью.
Студентам логика поможет оптимально овладеть многообразной информацией, с которой они встретятся при изучении различных гуманитарных и естественных наук и в практической деятельности. Затем, в процессе последующего самообразования, логика поможет студентам отделить главное от второстепенного, критически воспринимать различные определения и классификации многообразных понятий, находить доказательства своих суждений и научиться опровергать ложные.
Задача настоящего учебно-методического пособия заключается в том, чтобы оказать эффективную практическую помощь в освоении студентами практической части курса формальной логики.