Возникновение, сущность и функции денег. Основные теории денег

Эволюционная (марксистская). Рационалистическая. Сущность денег заключается в том, что деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Означает способность товара обмениваться на любой другой товар. Функции денег: 1)мера стоимости – все товары выражают свою стоимость в деньгах. Её выполняют идеальные деньги. Масштаб цен – весовое количество денежного товара (золота), принятое в данной стране в качестве денежной единицы, и закреплённое государством. 2)средство обращения – состоит в том, чтто деньги выступают посредником в обмене товаров. Выполняют реальные деньги, 3)средство накопления – каждый производитель стремиться иметь денежный резерв. Выполняют в том случае, когда за актом продажей Т – Д не следует акт пути Д – Т, 4)средство платежа – деньги имеют специфическую форму движения Т – О (О – долговое обязательство), а через определённый срок О – Д, 5)мировые деньги – развитие международного разделения труда товарообращения выходит за национальные рамки, соответственно деньги начинают обслуживать мировую торговлю, т.е. выступать как мировые деньги, при этом они используются всеобщего платежного и всеобщего покупательного средства в виде слитков благородных металлов. Рационалистическую рассмотреть? Теории денег: 1)Металлистическая (возникла в Европе 16-17 в. Т. Мек, Стаффорд) основные положения: 1)отождествляли богатство государства с деньгами, 2)отождествляли деньги с благородными металлами, 3)деньги рассматривали как вещи. Недостатки? 2)Номиналистическая (возникла в Европе в 18 в. Роберт Оуэн, Кнапп, Бендиксен) положения: 1)деньги – это не товар, 2)в основе рационалистическая концепция происхождения денег. Недостатки? 3)Количественная (16-17 в. Д. Юм, И. Фимер, А. Маршалл, А. Пугу, Робертсон). Положения: рассматривает вопрос об относительной стоимости товара. Причины возникновения теории?

21. Микроэкономика: понятие, субъекты, объекты и цели.

Микроэкономика – раздел экономической теории, изучающий мотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на рынках факторов производства в условиях различных видов конкуренции. Субъектами являются отдельные производители и потребители. Объектом является экономическое поведение отдельных экономических субъектов, состояние отдельно взятых рынков, принципы рационального хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов. Основными проблемами изучаемыми на микроуровне являются: 1)изучение рыночного механизма и появление факторов регулирующих его функционирование, 2)рассмотрение спроса и предложения на рынке одного товара, а также их взаимодействия в процессе установление равновесной цены, 3)анализ потребительских предпочтений и обоснование потребительского выбора, 4)исследование поведения фирм в системе рыночных отношений и выявление факторов, его регулирующих.

22. Сущность, характерные черты и функции рынка.

Рынок как экономическая категория это совокупность экономических отношений и связей между покупателями и продавцами по поводу товарно-денежных отношений, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений. Рынок – это отношения между людьми, охватывающие все фазы товарного производства. Исторические условия, сделавшие рынок объективно-необходимым: 1)общественное разделение труда и специализация, 2)экономическая обособленность производителей, 3)транзакционные издержки, 4)свобода предпринимательства. Черты и условия существования рынка: 1)открытый доступ всех желающих заниматься предпринимательской деятельностью, 2)многообразие форм хозяйствования, опирающееся на полноправие всех форм собственности, 3)свободное ценообразование, 4)мобильность всех видов ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, 5)экономическое равенство субъектов рынка к ресурсам, 6)свободная конкуренция, отсутствие любых видов монополизма, 7)открытость внешнему рынку, 8)достоверная информация о рынке и его субъектов. Субъекты рынка (являются участниками рыночных отношений) по функциональному значению: продавец, покупатель, посредник. По форме организации: домашнее хозяйство, предприятие (фирма), государство. Объектами (то, что продается и покупается): потребительские товары, средства производства, услуги, рабочая сила, недвижимость, деньги, ценные бумаги, интеллектуальная собственность и т.д. Функции: 1)посредническая (соединительная) – рынок напрямую соединяет производителей и потребителей с целью обмена результатами труда, 2)информирующая – каждый производитель прежде чем открыть рынок, будет узнавать информацию о состоянии экономики, 3)общественное признание произведённого продукта и затрат труда, 4)регулирующая (раскрывает действие «невидимой руки») предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, 5)стимулирующая – стимулирует эффективность экономики, 6)ценообразующая – возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а так же благодаря конкуренции, 7)оздоравливающая – очищает экономику от неконкурентно – способных производителей. Положительные и отрицательные стороны рынка: свобода экономических субъектов, способность удовлетворять разнообразные потребности, эффективность распределения ресурсов, мотивация к внедрению новых технологий, гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям. Недостатки: не гарантирует права на труд и на доход, поражает безработицу, инфляцию, кризис; не создает стимулов для развития фундаментальной науки, не может регулировать и использовать ресурсы, принадлежащие всему человечеству, не создает экономических механизмов, способствующих охране окружающей среды; формируются и развиваются монополии.

23. Структура рынка. Типы и виды рынков.

Структура – это внутреннее строение отдельных элементов рынка. Виды рынков: по пространственному признаку (местный, региональный, межрегиональный, национальный, международный или мировой), по степени влияния субъектов (покупателя, продавца), по соблюдению законности (легальный, нелегальный или теневой), по степени свободы конкуренции (свободной, несовершенной), по объемам продаж (оптовый, розничный), по субъектам рыночных отношений (потребительский, факторов производства, труда, земли, капитальных активов, финансовые: кредитный, ценных бумаг, валютный), по группам потребителей определяются в процессе сегментации рынка. Сегментация – это разделение рынка какого-либо товара на сегменты, т.е. группы потребителей, имеющих общие признаки и предъявляющих к товару одинаковые требования. Географические: по территориальному (регион, город), по плотности населения (огород, пригород). Демографические: по возрасту, по уровню дохода, по уровню образования, по национальному составу, по профессиональному составу. Психографические: по стилю жизни, по личным качествам. Охарактеризовать с примерами всё?

24. Сущность, функции и основные элементы рыночной инфраструктуры.

Инфраструктура – совокупность учреждений, обслуживающих нормальную хозяйственную или иную деятельность. Выделяют: производственную (транспорт, оптовая), социальная (общественный транспорт, образование и т.д.). Рыночная инфраструктура – совокупность учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определённые функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Функции: 1)облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, 2)повышение оперативности и эффективности работы, 3)организационное оформление рыночных отношений. 4)облегчение форм юридического и экономического контроля. Основные элементы: на рынке товаров и услуг (ярмарки, магазины), на денежном рынке (банки, фондовые биржи), на рынке труда (биржа труда, рекламное агентство).

25. Спрос на рынке одного товара и факторы, его определяющие. Закон и кривая спроса.

Спрос – максимальное количество товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Функция спроса – зависимость спроса от определяющих его факторов: QD=F(x1, x2, …, xn). Где QD – объём спроса на данный товар в единицу времени. X1, …, xn – факторы. Влияющие на величину спроса. Факторы спроса: 1)цена данного товара (функция спроса от цены: QD=f (p), где P – цена данного товара), Закон спроса: при увеличении цены данного товара объём спроса на него падает, при уменьшении – растёт. Происходит это в связи с действием 2 эффектов: эффект дохода и эффект замещения. Эффект замещения – изменение цен приводит к изменению относительной привлекательности различных товаров для потребителя – если цена товара падает, его привлекательность и объем спроса увеличивается, если цена товара растет, он замещается другими товарами, объем спроса уменьшается. Эффект дохода – изменение цен приводит к изменению покупательной способности потребителей – при повышении цен реальные доходы уменьшаются и объем спроса для каждого данного потребителя снижается, при снижении цен наоборот. Кривая спроса. Цена данного товара является эндогенным (внутренним) фактором спроса, её изменение влияет на объем спроса, что находит выражение в скольжении по кривой спроса. Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведёт к изменению спроса, что находит выражение в сдвиге кривой спроса. 2)цены взаимосвязанных товаров (взаимосвязанные – субституты – такие товары, которые удовлетворяют одинаковые (однотипные) потребности, взаимодополняемые – комплементы – такие товары, которые могут использоваться потребителем только вместе. Влияние цен на взаимосвязанные товары: рост цены товара – субститута сдвигает кривую спроса данного товара вправо, снижение – влево; рост цены товара – комплемента сдвигает влево, снижение – вправо), 3)доходы потребителей (в зависимости от влияния доходов потребителей на спрос различают нормальные и низшие товары. Нормальные товары – товары, которые люди покупают охотно в нормальных условиях. Низшие товары – товары, которые люди покупают, если нормальные товары оказываются им недоступны. Влияние доходов потребителей: увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на нормальные товары вправо, уменьшение доходов – влево; увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на низшие товары влево, уменьшение доходов – вправо), 4)ожидания потребителей (ожидания, связанные с изменением цены на товар; связанные с изменением доходов. Влияние ожидания потребителей: ожидания потребителей в зависимости от конкретных обстоятельств могут приводить к сдвигу кривой спроса как влево, так и вправо), 5)вкусы и предпочтения (изменчивые – зависят от времени года, стабильные – возраст, образ жизни. Влияние: рост предпочтения товара покупателями сдвигает кривую спроса вправо, падение – влево), 6)численность населения (влияние: рост численности сдвигает кривую спроса вправо, снижение – влево. Графики с примерами?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: