Эластичность спроса: по цене, доходу, перекрестная эластичность

Эластичность – это ера реагирования одной переменной на изменение другой. (экономико – математическое понятие). Эластичность спроса – мера реагирования спроса на изменение его факторов (цен, доходов, цен других товаров). Виды: по отношению к цене данного товара (ценовая), по отношению к ценам других товаров (перекрёстная), по отношению к доходам потребителей (по доходам). Ценовая эластичность показывает, какое процентное изменение объёма спроса последует после изменения цены данного товара на 1% при прочих равных условиях. ED(P)=%deltQD/%deltP, где ED(P) – ценовая эластичность спроса, %deltQDпроцентное изменение объема спроса, %deltP – процентное изменение цены данного товара. 5 состояний спроса по цене: 1)совершенно неэластичный – крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, 2)совершенно эластичный – крайний случай, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до бесконечности, а любое повышение цены приводит к полному отказу от покупок данного товара, 3) неэластичный – изменение цены товара на 1% приводит к изменению объема спроса менее чем на 1%, 4)эластичный – изменение цены на 1% приводит к изменению объема спроса более чем на 1%, 5)спрос с единичной эластичностью - изменение цены на 1% приводит к изменению величины спроса на 1% (насколько изменяется цена, настолько изменяется и спрос). Факторы ценовой эластичности: 1)заменяемость товаров – чем больше на рынке товаров, являющихся с точки зрения покупателя заменителями данного, тем эластичнее спрос на данный товар, 2)удельный вес в бюджете потребителя – чем выше доля расходов, тем выше эластичность спроса, 3)степень необходимости товара – чем больше необходимость товара, тем менее его эластичность, 4)фактор времени – чем длиннее период времени для принятия решения в покупке, тем спрос на товар эластичнее. Перекрёстная эластичность показывает, как изменится спрос на товар после изменения цены взаимосвязанного товара на 1% при прочих равных условиях. ED (P) =%deltQD/%deltP2. Эластичность спроса по доходам показывает на сколько изменится спрос после изменения доходов потребителя на 1% при прочих равных условияхQD(I)=%deltQD/%deltI. Графики?

27. Предложение на рынке одного товара и факторы, его определяющие. Закон и кривая предложения.

Предложение – максимальное количество какого – либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при данных условиях. Функция предложения – зависимость предложения от определяющих его факторов. Qs=g (y1, y2, ym), где QS – объем предложения на данный товар в единицу времени, y1, ym – факторы, влияющие на величину предложения. Факторы предложения: 1)цены данного товара (функция предложения цены: QS=g (P), где P – цена данного товара. Закон предложения – при снижении цены……. Цена данного товара является эндогенным (внутренним) фактором, её изменение влияет на объем предложения, что находит выражение в скольжении по кривой предложения. Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведёт к изменению предложения (в сдвиге кривой предложения), 2)цены на ресурсы (рост цен на ресурсы сдвигает кривую влево, понижение – вправо), 3) взаимосвязанные товары (производимые на основе однотипных ресурсов или технологий. Влияние: рост цены товара, производимого сдвигает кривую влево, понижение – вправо), 4) характер применяемой технологии (изменение технологии. Влияние: появление новой технологии, сокращающей издержки и повышающей производительность сдвигает кривую предложения вправо, 5) ожидания производителей (влияние: изменение ожиданий по поводу будущего состояния рынка в зависимости от конкретных обстоятельств может сдвигать кривую предложения влево, или вправо, 6)налоги и дотации (влияние: увеличение налогов и уменьшение дотаций – влево, уменьшение налогов и увеличение дотаций – вправо.) 7) число продавцов (влияние: увеличение числа продавцов смещает кривую предложения вправо, уменьшение влево.

28. Эластичность предложения. Кратчайший, краткосрочный и долгосрочный периоды.

Ценовая эластичность предложения показывает, как процентное изменение предложения последует после изменения цены данного товара на 1% при прочих равных условиях: ES (P) =%deltQS/%deltP, где ES (P) – ценовая эластичность предложения, %deltQS - процентное изменение объёма предложения, %deltP – процентное изменение цены данного товара. 5 состояний ценовой эластичности предложения: 1)совершенно неэластичное – крайний случай, когда все имеющиеся в обществе ресурсы вовлечены в производство и его уже невозможно увеличить, 2)совершенно эластичное – крайний случай, когда самое малое снижение цены побуждает производителя закрывать производство, а повышение – увеличить его от 0 до предела своих производительных возможностей, 3) неэластичное – изменение цены товара на 1% приводит к изменению объема предложения менее чем на 1%, 4)эластичное – изменение цены товара на 1% приводит к изменению объёма предложения более чем на 1%, 5)с единичной эластичностью – изменение товара на 1% приводит к изменению предложения на 1%. Графики? Факторы ценовой эластичности предложения: 1)мобильность – легкость, с которой необходимые производственные факторы могут быть привлечены из других сфер. Чем выше мобильность, тем эластичнее предложение, 2)фактор времени (продолжительность рыночного периода): кротчайший (мгновенный) – за который производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены, короткий рыночный период – в пределах его производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными, однако предприятия имеют возможность чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно, длительный рыночный период – достаточно продолжителен, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов требованиям изменившейся ситуации, чем больше этот период, тем более эластичное предложение, и наоборот.

29. Экономическое равновесие. Равновесная цена. Понятие дефицита и избытка товаров.

Экономическое равновесие достигается, когда объем спроса = объёму предложения. В точке E совпадают интересы покупателей и производителей. E - точка равновесия. Равновесная цена – цена, при которой количество товара предложенного = количеству товара, на который предъявлен спрос. Где возникает избыток и дефицит? Существует 2 формы рыночного неравновесия: 1)избыток предложения (затоваривание), 2)избыток спроса (дефицит). Избыток предложения – ситуация при которой объем предложения превышает объем спроса. Возникает, когда рыночная цена выше равновесной. Избыток спроса – при которой объём спроса превышает объем предложения. Возникает когда рыночная цена ниже равновесной.

30. Сущность теории потребительского выбора. Кардиналистский подход.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителя на разные товары и услуги. Условия потребительского выбора: рациональное (разумное) поведение, независимость принятия решений, отчетливая система предпочтений, бюджетное сдерживание, фиксированный уровень цен. Рациональный потребитель – стремится максимизировать совокупную полезность приобретаемых благ при минимизации затрат. Современная наука определяет поведения потребителей я помощью теории предельной полезности, кривой безразличия. Теория предельной полезности: Карл Менгер, Фридрих. Они различали общую и предельную полезность. Общая – это оценка потребительской полезности всего доступного ему запаса блага. Предельная полезность – оценка потребительской полезности последней единицы из ____ого запаса. Закон убывающей предельной полезности (1ый закон Госсена) – полезность каждой последующей единицы блага, получаемой в данный момент меньше полезности предыдущей единицы. Кардиналистский подход – предполагает количественного измерения потребителем полезности блага. Единицей измерения выступает ютиль (U). Целью является достижение потребительского равновесия, ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, исходя из данного бюджета, расходуя меньше денег на покупку одного товара и больше на покупку другого. Каждый потребитель пытается распределить свой денежный доход, чтобы получить максимальную общую полезность. Он не может приобрести все что он хочет, т.к. доход его ограничен, а товары которые он хочет приобрести имеют определённую цену, поэтому потребитель выбирает между различными товарами, чтобы получить наиболее предпочтительный набор товаров и услуг. Правило потребительского поведения -. правило максимизации полезности MU1/P1-MU2/P2=MN/PN

31. Теория потребительского выбора: ординалистский подход. Кривая безразличия. Бюджетное ограничение.

Ординалистский (порядковый). Современный вариант основывается на 3 предпосылках: 1)потребитель знает и сформировал свои потребности и может их сравнивать. Предпочтения транзитивны (а и в, в и с, то а и с). Потребители предпочитают большее количество товара меньшему. Инструментом анализа служит кривая безразличия – линия, показывающая различные комбинации 2 товаров. Имеющих одинаковые полезности для потребителей. Свойства кривой безразличия: 1)можно провести через любую точку граф. прост. (т.е. для любого набора товаров может найден набор безразличия), 2) лежащая выше и правее другой кривой представляет более предпочтительные наборы при этом между 2 любыми прямыми можно провести новую, 3)никогда не пересекаются и не касаются, 4)множество кривых образуют каждую кривую безразличия, 5)имеют отрицательный наклон, 6)выпуклы по отношению к началу ординат, 7)наклон кривой отражает величину предельной нормы замещения. Предельная норма замещения одного товара другим, это количество заменяемого товара (Y), которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить одну дополнительную единицу заменяющего товара (Х) без потери общей полезности набора товара. MRS=deltQy/deltQx, где MRS – предельная норма замещения, deltQy – изменение количества заменяемого товара, deltQx – изменение количества заменяющего товара. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров при фиксированной величине денежного дохода; совокупность точек, отвечающих условию равенства. I=PXQX+PYQY, I – доход (бюджет) потребителя, Px,Py – цены товаров X и Y, Qx,Qy – количества товаров X иY, приобретаемых потребителем. Факторы, влияющие на бюджетную линию:1)изменение дохода (увеличение дохода потребителей или синхронное снижение цен сдвигает бюджетную линию вправо, уменьшение дохода или повышение цен – влево), 2)изменение соотношения цен меняет угол наклона.

32. Потребительское равновесие. Эффект дохода и эффект замещения. Проблема независимости потребительского выбора.

Проблема потребительского выбора сводится к тому, чтобы при данных возможностях найти такой набор товаров, который бы принес максимальную полезность, наибольшее удовлетворение. Из этого следует, что надо совмещать наши предпочтения с нашими возможностями (кривая безразличия и линия бюджетного ограничения). Равновесное состояние между предпочтениями и возможностями достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой кривой безразличия. Именно в этом случае наш потребитель с определённым доходом и при данной цене купит максимум продукта и получит максимальную полезность. Итак, условия касания кривой безразличия и бюджетной линии для максимизации полезности требует, чтобы: 1)расходы равнялись доходу, т.е. PxX+PyY=I, 2)предельная норма замещения была равно соотношению цен товаров X и Y. Понижение цены товара приводит к эффекту дохода и эффекту замещения. Эффект дохода: если цена продукта падает, то реальный доход потребителя данного товара увеличивается. Он может на тот же доход купить больше клубники. Эффект замещения: снижение цены продукта означает, что теперь он стал дешевле по отношению ко всем другим товарам. Снижение цены будет стимулировать потребителя к замещению клубникой других товаров. Она становится более привлекательной. Все покупатели имеют свободу выбора и суверенитет. Три эффекта: факторы нарушающие рациональность и независимость потребительского выбора: 1)эффект присоединения к большинству – закрепляется в стремлении потребителя покупать то, что покупают большинство потребителей, 2)эффект сноба – стремление отличится от большинства, быть особым, оригинальным, 3)эффект Веблена – в стремлении приобретать престижные товары, которые показывали бы его высокий социальный статус.

33. Сущность, функции и формы предпринимательства.

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение максимальных экономических результатов, прибыли и осуществляемая на свой риск и по свою имущественную ответственность. В основе лежит особый человеческий ресурс называемый предпринимательской способностью, который реализуется в следующих функциях: 1)ресурсная – предприниматель берёт на себя инициативу соединения ресурсов в единый процесс производства и реализации товаров и услуг, 2)организаторская – предприниматель принимает основные решения в процессе ведения бизнеса, определённый стратегический курс развития фирмы, 3)творческая – предприниматель это новатор, изобретающий и вводящий в обиход на коммерческой основе новые комбинации. Существует 5 видов новых комбинаций: 1)новое благо, 2)новая технология. 3)новые рынки сбыта, 4)новые источники ресурсов, 5)новая организационная структура. Предприниматель, не создавший в течение 5 лет новые комбинации не сможет сохранить свои порции на рынке. Предприниматель, владеющий фирмой, которая из года в год производит один и тот же товар и приносит прибыль не является истинным предпринимателем, т.к. он осуществляет продуктивные функции. Предприниматель – это человек, идущий на риск, вознаграждением ему могут оказаться как прибыль так и убытки, и в конце – банкротство. Условия предпринимательской деятельности: 1)наличие у хозяйствующих субъектов определённой совокупности прав и свобод по выбору вида хозяйственной деятельности, формирования производственной программы, выбору источников финансирования и ресурсов, сбыту продукции, становлению цен, распоряжению прибыли и т.д., 2)наличие обязанностей, ответственности за принимаемое решение, т.к. предприниматель действует в экономике неопределённости, 3)наличие определённой социально – экономической среды, прежде всего рынка с его атрибутами. Деньги для предпринимателя важны, как основа обогащения, цена, как информатор о состоянии экономики, кредит, как источник финансирования, патентное право, как защита от воровства идей. 4 ступени иерархии предпринимательства: 1)низшая:занимает те субъекты, которые во многих случаях строят деятельность на базе тривиальных решений и тривиальных, но действующие в рамках традиционного мышления способах их реализации, 2)люди весьма инициативные, но действующие в рамках традиционного мышления, 3)предприниматели, для которых органической потребностью является разработка нетрадиционных решений и реализация их не традиционными способами и средствами, 4)высшая: креативная, являются генераторами новых идей и разработок в различных областях. Предпринимательская деятельность выступает в различных формах, в зависимости от основных функций. Предпринимательство подразделяется: 1)производственное (главная функция – производство товаров и услуг, остальные вторично), 2)коммерческое (торгово-обменные операции – определяющая роль), 3)финансовое (объектом купли-продажи выступает специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги), 4)интеллектуальное (связано с созданием объектов интеллектуальной собственности, осуществляется через инициативную деятельность, т.е. внедрение и использование интеллектуальных разработок, продажа авторского права и т.д.). Предпринимательство по степени законности: 1)легитимное, 2)нелегитимное. По уровню развития: современные, сложные формы, 2)достаточно традиционное, несовершенные – коммерческие ларьки. По социально – экономической форме: 1)трудовые (семейная фирма), 2)с использованием наёмного труда.

34. Виды предприятий и их организационно – правовые формы.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий права юридического лица и совершающий производственную научно – исследовательскую деятельность, с целью получения прибыли. Фирма – организация, которая владеет или ведёт хозяйственную деятельность на одном или нескольких предприятий. Все предприятия можно распределить по 3 основным правовым формам: 1)единоличное владение – предприятие, принадлежащее 1 владельцу, который сам управляет предприятием, получает всю прибыль и несёт полную ответственность по всем обязательствам. + начать дело легко, вся прибыль сосредоточена на 1 владельца, владелец работает на самого себя, не подчинён другим совладельцам. – небольшой размер, ограниченные финансовые ресурсы, недоступность выгод от специализации в управлении, полная неограниченная ответственность владельца по обязательствам. 2)партнёрство (товарищество, кооператив) – объединение 2 или более предпринимателей, ведущих дело как совладельцы, несущих неограниченную ответственность по обязательствам предприятия. +к преимуществам единоличного добавляется возможность специализации в управлении, расширение масштабов деятельности, финансовых ресурсов. – возможность конфликтов интереса совладельцев, ограниченность финансовых ресурсов, непредсказуемая продолжительность деятельности предприятия, неограниченная ответственность каждого партнёра, ограниченность размера предприятия. 3)корпорации (акционерное предприятие) – основано на объединении капитала многих совладельцев, несущих ограниченную ответственность по её обязательствам. + крупные размеры и широкие масштабы операций с применением новейших технологий, широкая возможность привлечения финансовых ресурсов и увеличение объёмов производства, постоянство корпорации обеспечивать легкий доступ к банковскому кредиту, ограниченная ответственность владельцев. – сложная и дорогостоящая процедура создания, возможность злоупотребления сомнительной деятельности, т.к. некоторые владельцы иногда получают возможность избежать личную ответственность за эту деятельность, разделение функции собственности и контроля может привести к расхождению интересов группы управленцев и группы собственников, управляющие могут отдать предпочтению своих окладов, за счет уменьшения выплаты дивидендов. Согласно гражданскому кодексу предприятия могут создаваться в формах: индивидуальной, полное товарищество, на вере, общество с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерное, производственный кооператив, унитарное, некоммерческие предприятия. Охарактеризовать?

35. Внешняя и внутренняя среда предприятий.

Внутренняя среда складывается под воздействием факторов, оказывающих непосредственное влияние на процесс производства товаров и услуг, осуществляемых в рамках предприятия: организация предприятия, использованные ресурсы, персонал, рабочая сила, экономическая культура и имидж предприятия. Внешняя среда – совокупность переменных факторов, которые находятся за пределами предприятия и не являются областью непосредственного воздействия со стороны предприятия применяемых способов и методов управления: те экономические или иные субъекты с которыми взаимодействует предприятие в своей хозяйственной деятельности, поставщики ресурсов, потребители, банки и др. кредиторы, конкуренты, гос. органы (налоговая, полиция, таможня). Внешняя среда по степени влияния на предприятии делится на: 1)факторы непосредственного влияющие на действие предприятия (поставщики, потребители), 2) факторы, не оказывающие прямого влияния на оперативную деятельность предприятия, но предопределяющие перспективное направление (стратегическое планирование): политические, экономические, правовые, социально – культурные, демографические, институциональные, организационно – технические. Факторы внутренней среды называются внутренней средой предприятия. Их необходимо учитывать при разработке краткосрочных решений. Факторы внешней среды – макросреда. Взаимоотношение фирмы с ней имеют решающее значение для разработки долгосрочных стратегических решений. Схематично отобразить эти схемы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: