Первичные и вторичные жанры

Музыка как вид искусства.

Из всех видов искусств именно музыка наиболее непосредственно действует на человека, вызывая в нем те или иные эмоции. Музыка обладает способностью влиять на область наших чувств и разума на подсознательном уровне.
С чисто физической точки зрения материалом музыки является звук, возникающий благодаря колебаниям струны или столба воздуха (духовые инструменты), мембраны (кожа, пузырь, дерево, металл). С этой точки зрения ритмы и звуки – явление самой природы. Это пение птиц, журчание ручья, шелест листьев, голоса людей и животных, и т.п.
Именно благодаря общности звуковой природной среды музыка способна устанавливать связь со звуковой природой нашей речи, с нашим эмоциональным миром, психикой и физиологией. Известно, что ритмическая пульсация характерна не только для человеческого сердца, но и для всех органов нашего организма, имеющих каждый свою частоту вибрации.
Музыка – особый вид деятельности, ремесла, профессии человека. Это умение, которое связано с понятием ценности, красоты и вдохновенности созданного. В различных стилях музыкального искусства присутствуют разные степени конкретизации содержания.
В синтетических жанрах, таких, как опера и балет, в музыке со словами (хоровые и вокальные жанры), а также в произведениях, которые называются программной музыкой, есть аналогии жизненным коллизиям, ассоциации с конкретными жизненными образами, связь с определенным литературным либо театральным сюжетом, идеей, эмоциональным настроем.
Музыкальные переживания и эмоции не тождественны эмоциям первичным, бытовым. Музыкальное произведение, как художественное творение, во многом сакрально, оно представляет собой иную реальность. Именно поэтому многие связывают природу музыкального искусства с природой абсолютного духа.

Первичные и вторичные жанры.

Музыкальные жанры.

Жанр- вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом. На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда трудовые песни. Также хороводные, свадебные, календарные, обрядные песни. Военные походы породили маршевую музыку. Песни, танцы и марш- первичные жанры, которые связаны с бытом людей и имеют прикладной характер. Вторичные жанры возникли композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры, которые образуются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки и национальных традиций.

Постепенно складывались следующие фразы:

1) Хоровой музыки- хорал, месса, кантата, оратория;

2) Камерной музыки- для домашнего(небольших помещений): трио, квартет, песня, прелюдия, ноктюрн, вальс и т.д;

3) Симфонической музыки- для симфонического оркестра: симфония, концерт, фантазия, увертюра;

4) Театрально- драматической музыки- опера, балет, оперетта, мюзикл.

Музыка каждой эпохи не только создает новые жанры, она несет в себе излюбленный круг музыкальных интонаций тем, созвучных времени.

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление различных способов выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Отражая и выполняя познавательную роль музыка воздействует на человека, воспитывает ему чувства, формирует вкусы.

3. Роль музыки в формировании личности.

Давно доказано, что ребенок начинает познавать окружающий мир еще задолго до своего рождения. Именно поэтому во многих странах мира, в частности, Японии и Ирландии, будущие мамы относятся к беременности с особым трепетом, стремясь создать для малыша оптимальные условия не только физического, но и духовного развития.
Многочисленные научные исследования показывают, что плод уже на 3-4 месяце жизни может чувствовать боль и радость, улавливать настроение матери и ее эмоции, а также воспринимать звуковые импульсы из внешнего мира, реагируя на них достаточно активно.
Так, если женщина во время беременности работает на производственном предприятии при постоянном гуле оборудования, то ее малыш еще на стадии формирования эмбриона будет пытаться защититься от неприятного шума и «выключать звук». Нередки случаи, когда после рождения у таких детей возникают проблемы со слухом, а также наблюдается искаженное мировосприятие, неконтролируемые приступы агрессии, истерии и т.д.
В то же время будущая мама, увлекающаяся классической или народной музыкой, играющая на каком-либо музыкальном инструменте либо любящая петь, уже на стадии беременности прививает малышу любовь к искусству и не только формирует его эстетический вкус, но и укрепляет нервную систему.
Мелодичный набор звуков способен вызывать положительные эмоции, успокаивая, давая ощущение умиротворенности и защищенности. Поэтому неудивительно, что в семьях большинства великих композиторов царил культ музыки, и будущие гении смогли проникнуться красотой и гармонией звуков, находясь в утробе матери. Примером тому могут служить Иоганн Себастьян Бах, Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Михаил Глинка, Дмитрий Шостакович, Сергей Рахманинов и т.д.
Первые годы жизни ребенка очень важны для формирования его личности - необходимо, чтобы малыш получил наиболее полное и правильное представление об окружающем его мире. Музыка в этом вопросе является незаменимым помощником, так как выполняет сразу несколько функций.
В первую очередь, она способствует развитию ребенка, формируя у него чувство ритма и воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, а также духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Если малыш осваивает игру на каком-либо музыкальном инструменте, то этот процесс способствует развитию мелкой моторики, учит ребенка концентрировать свое внимание и добиваться поставленной цели. Занятия вокалом, в свою очередь, помогают не только поставить голос, но и сформировать слух, а также укрепить голосовые связки, бронхи и легкие.
Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит малышей бережно относиться к культурному наследию.
Познавательная функция музыки сводится к тому, что благодаря звукам ребенок знакомится с окружающим миром, получает начальные представления о добре и зле, учится по интонации и стилистической окраске мелодии определять, какую смысловую нагрузку она несет, какие эмоции вызывает и что именно пытается рассказать малышу. Также не стоит недооценивать эстетическую роль музыки в формировании личности ребенка, благодаря которой он учится более глубоко и тонко чувствовать прекрасное, получает широкие возможности для духовного развития и совершенствования.
При этом очень важно обращать внимание на то, какую именно музыку слушает ребенок. Народные напевы и классика, в которых присутствует гармония, способствуют правильному формированию его мировосприятия. В то время как рок-музыка, наоборот, вызывает чувство агрессии и недовольства окружающим миром.

4. Характеристика основных музыкальных способностей.

Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности. Рассмотрим эту структуру подробнее. По теплову.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: