double arrow

Материалы лекции. Нередко, сравнивая «на глазок» результаты «до» и «после» какого либо воздействия (например, тренинга)

Нередко, сравнивая «на глазок» результаты «до» и «после» какого либо воздействия (например, тренинга), психолог видит тенденции повторного измерения — большинство показателей может увеличиваться или, напротив, уменьшаться. Наиболее простым путем оценки различий, казалось бы, является подсчет процентов в изменениях в ту или другую сторону «до» и «после» и сравнение полученных процентов между собой. На основе это­го сравнения можно было бы придти к заключению, что если наблюдаются различия в процентах, то имеет место различие и в сравниваемых психологических характеристиках «до» и «после». Подобный подход категорически неприемлем, поскольку для процентов нельзя определить уровень достоверности в их разли­чиях. Делать какие либо выводы из экспериментального матери­ала возможно только на основе статистических процедур, специ­ально сконструированных так, что на их основе можно опреде­лить уровень достоверности различий. Проценты, взятые сами по себе, не дают возможности делать статистически достоверные выводы. Поэтому, для того чтобы доказать эффективность како­го-либо воздействия, необходимо выявить статистически значи­мую тенденцию в смещении (сдвиге) показателей.

При работе с этой группой критериев необходимо ввести понятие сдвига значений.

Сдвигом значений называется разность между показателями во втором и первом замерах (или «после – до»). Сдвиг называется типичным в какую-то сторону, если данный знак разности встречается в выборке чаще; нетипичным — если данный знак разности встречается реже. Сдвиги, при которых разность значений равна 0, называются нулевыми.

Параметрический критерий Стьюдента для сравнения зависимых выборок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: