Нередко, сравнивая «на глазок» результаты «до» и «после» какого либо воздействия (например, тренинга), психолог видит тенденции повторного измерения — большинство показателей может увеличиваться или, напротив, уменьшаться. Наиболее простым путем оценки различий, казалось бы, является подсчет процентов в изменениях в ту или другую сторону «до» и «после» и сравнение полученных процентов между собой. На основе этого сравнения можно было бы придти к заключению, что если наблюдаются различия в процентах, то имеет место различие и в сравниваемых психологических характеристиках «до» и «после». Подобный подход категорически неприемлем, поскольку для процентов нельзя определить уровень достоверности в их различиях. Делать какие либо выводы из экспериментального материала возможно только на основе статистических процедур, специально сконструированных так, что на их основе можно определить уровень достоверности различий. Проценты, взятые сами по себе, не дают возможности делать статистически достоверные выводы. Поэтому, для того чтобы доказать эффективность какого-либо воздействия, необходимо выявить статистически значимую тенденцию в смещении (сдвиге) показателей.
|
|
При работе с этой группой критериев необходимо ввести понятие сдвига значений.
Сдвигом значений называется разность между показателями во втором и первом замерах (или «после – до»). Сдвиг называется типичным в какую-то сторону, если данный знак разности встречается в выборке чаще; нетипичным — если данный знак разности встречается реже. Сдвиги, при которых разность значений равна 0, называются нулевыми.
Параметрический критерий Стьюдента для сравнения зависимых выборок