Организационная культура – это комплекс ценностей, видений, ожиданий, верования, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации.
Принято выделять три уровня организационной культуры:
1) поверхностный (то, что воспринимается человеческими чувствами);
2) подповерхностный (верование, ценности, сознательно разделяемые членами организации);
3) глубинный (скрытые бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения).
Субъективный элемент организационной культуры – это:
1) история организации; 2) организационные табу (запреты); 3) история о лидерах организации; 4) обряды и ритуалы; 5) язык общения, лозунги.
Объективный элемент организационной культуры – это:
1) месторасположение организации;2) дизайн помещения;3) состояние рабочих мест;
4) условия труда;5) оборудование, мебель;6) удобства (социально-бытовая сфера).
Организационная культура состоит из:
1) преобладающей культуры;
2) субкультуры групп.
Эти составляющие усиливают или ослабляют культуру организации в целом.
|
|
Преобладающая культура состоит из:
1) разделяемых норм поведения;2) единства в толкованиях;3) материальных объектов;
4) разговорных выражений;5) образцов поведения;6) из разделяемых чувств.
Влияние организационной культуры определяется:
1) масштабами атрибутов культуры;
2) степенью, в которой члены организации разделяют её основные атрибуты;
3) ясностью приоритетов атрибутов культуры (основные, вторичные).
Управление организационной культуры предполагает:
1) её формирование;
2) её поддержание;
3) её изменение.
Для формирования организационной культуры необходимо:
1) решить проблему внешней адаптации (выработка миссии и стратегии, цели, методы достижения целей, разработка системы контроля и воздействие на индивидов);
2) решить проблему внутренней интеграции (выбрать подходящие методы коммуникации, критерии вхождения и выхода членов организации из групп, правильно распределить полномочия и власть, наладить личностные отношения, выработать систему вознаграждений и наказаний, выработать идеологию и веру в успех дела).
На формирование организационной культуры влияют:
1. культура общества, внутри которого организация функционирует;
2. культура представителей высшего звена управления организацией;
3. напористость руководителя во внедрение новых норм поведения, идей, взглядов, идеологии.
Организационная культура поддерживается:
1) система оценки и контроля за деятельностью членов организации;
2) способами реагирования на ситуации через установление ролей и обучение персонала;
3) кадровые работы (найм, обучение, переучение, отбор, оценка деятельности, повышение квалификации);
|
|
4) соблюдением обрядов, ритуалов, традиций.
Изменение организационной культуры и поведение членов организации может находиться в следующих соотношениях:
1. организационная культура может привести к изменению поведения членов организации;
2. организационная культура не приводит к изменению поведения членов организации;
3. поведение членов организации может измениться без изменения организационной культуры;
4. поведение членов организации и организационной культуры могут измениться одновременно.