В любой сфере человеческой деятельности, будь это материальное или духовное производство, ключевым фактором, оправдывающим или отрицающим конкретные формы и методы этой деятельности, является ее эффективность. Термин «эффективность - достигающий определенного эффекта, нужного результата, действенные меры.
В современной науке и практике существует много подходов к определению эффективности организации. Но, до сих пор, отсутствует единый методологический подход. Это связано с многомерностью рассматриваемой категории.
Эффективность - это интегральная и структурированная характеристика деятельности организации, комплексно отражающая успешность этой деятельности, её в соответствии миссии, целям и задачам организации.
Выделяют четыре подхода в этом вопросе: достижение поставленных целей, использование ресурсов, оптимальность внутренних процессов и коммуникаций, удовлетворенность персонала.
Обычно выделяет несколько компонентов эффективности, которые можно количественно и качественно оценить:
)результативность (уровень достижения поставленных целей);
)экономность (сокращение издержек и затрат);
)экономическая эффективность (соотношение результатов и издержек);
)степень воздействия (прямые и косвенные последствия действий).
Все подходы к определению сущности эффективности организации можно условно разделить на три группы, которым соответствуют определённые виды эффективности:
.Частная экономическая эффективность организации.
. Социально-экономическая эффективность.
. Эффективность управления.
Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. На современном этапе развития оценка эффективности управления представляет собой важную проблему. Нет такого способа, с помощью которого можно было бы решить проблему с учетом всех предложений и без некоторого ущерба для эффективности. Зачастую необходимо учитывать прямые и косвенные, материальные и нематериальные, реальные и денежные выгоды и расходы.
Существуют три измерения эффективности в органах государственного управления и власти:
)выполнение стратегических целей (уровень министерств и ведомств);
)реализация программ/проектов (уровень среднего и высшего звена руководителей)
Критерии эффективности управления включают ряд показателей:
.Характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управления.
.Характеризующих содержание организации процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управлений.
.Характеризующих рациональность организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. К структурам относятся уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости сбалансированность распределения прав и ответственности.
Для оценки эффективности можно использовать любой из перечисленных ниже подходов в зависимости от обстоятельств.
Целевой подход. Основной критерий для оценки эффективности - достижение цели. Применение целевого подхода связано с рядом проблем:
а)достижение цели не является легко измеримым, если организации не производят осязаемой продукции.
б)допускаются попытки достижения нескольких целей, а достижение одной из них затрудняет выполнение других задач.
в)существование общего набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всех членов, является спорным.
Системный подход. Предполагает выделение основных элементов в рассматриваемой системе и необходимость её адаптации к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является.
Многопараметрический подход. Предполагает удовлетворение всех тех работников и их групп, которые участвуют в деятельности организации. Он особое внимание уделяет важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации.