Основные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения

Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях пи пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;

2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;

3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;

4. Содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;

5. содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;

6. оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том чис. специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;

7. предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;

8. создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;

9. стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;

10. организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в toм числе в семье;

11. обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.[1]

8. Современное информационное общество предъявляет определенные требования к навыкам человека, как в профессиональном плане, так и в повседневной жизни. С каждым годом информационные технологии все более широко внедряются во все области жизнедеятельности, заменяя традиционные методы работы с информацией. Постоянно растет процент людей, которые с помощью Интернета делают покупки, обмениваются почтовыми и голосовыми сообщениями, пользуются электронными библиотеками, госуслугами, организуют и участвуют в on-конференциях, вебинарах, получают дистанционно образование и т. п. Молодое поколение и люди среднего возраста обычно не испытывают проблем, связанных с необходимостью освоения новшеств в области IT-индустрии, поскольку среднее и высшее образование обязательно подразумевает изучение основных разделов информатики. Тем более что без навыка работы на компьютере практически невозможно найти престижную работу, а для многих, и интересно организовать досуг. Таким образом, информационное общество раскрывает множество возможностей перед человеком, и главное, чтобы он умел правильно их применить.

О принадлежности общества к информационному специалисты стали уже заявлять с середины 20 века, но в России основы в сфере информатизации на государственном уровне начали формироваться только в начале 90-х годов. Вследствие этого, большинство людей пожилого возраста испытывают определенные затруднения в освоении новых технологий работы с информацией. Например, по официальной информации, расположенной на сайте федеральной службы государственной статистики, активными пользователя интернета в возрастной группе 60–72 года являются примерно 4 % (при расчете из 100 человек в возрасте от 15–72 лет)(см. рис. 1). Изменение социального статуса человека в старости, вследствие прекращения или ограничения трудовой деятельности, изменения образа жизни и общения, появления затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, актуализирует работу в области организационной и практической деятельности по оказанию различных видов социальной помощи такой категории гражданам.

Рис. 1. Распределение населения, являющегося активными пользователями сети Интернет, по типам поселения по половозрастным группам (октябрь 2013 года) [12]

Одним из вариантов решения проблемы адаптации людей пенсионного возраста к ритму современного общества — это разработка различных программ повышения компьютерной грамотности, появление специализированных компьютерных школ. В Волгоградском государственном техническом университете в рамках учебного центра организованы компьютерные курсы для людей пенсионного возраста, основной целью которых является:

повышение информационной компетентности;

повышение экономической и социальной активности;

решение проблемы разрыва связи поколений;

содействие социальной адаптации неработающих пенсионеров с помощью Интернет-технологий;

Похожая статья: Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста

профессиональной ориентации и переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

решение проблемы организации досуга, расширение круга общения за счет использования социальный сете, почтовых программ и других сервисов Интернета.

При организации занятий на таких курсах необходимо учитывать ряд требований, связанных с возрастными особенностями курсантов:

- актуализировать мотивацию каждого слушателя для изучения современных информационных технологий, четко определить возможности, которые он приобретает в результате освоения курса;

- создавать комфортные условия (атмосферу семейного клуба и приятного времяпровождения), которые помогут пожилым людям преодолеть напряжение и страх перед компьютером.

- излагать материал на доступном языке, постепенно вводить профессиональную терминологию (например, совместно создавать словарь «компьютерных» терминов, «сленга»);

- группы должны быть малочисленными, не более 5–7 человек, чтобы обеспечить индивидуальный подход и уделять каждому слушателю персональное внимание;

- обеспечить слушателей только специальной методической литературой по повышению компьютерной грамотности людей старшего возраста.

В настоящее время, существует множество программ проведения занятий подобных компьютерных курсов. Приведем одну из них, которая успешно реализуется в нашем учебном центре и предназначена для людей пенсионного возраста «с нулевым уровнем» владения Интернет-технологий:

Похожая статья: Развитие новых информационных технологий

Занятие 1. Знакомство с компьютером (составные части ПК, периферийные устройства ПК, включение/выключение компьютера; работа с клавиатурой, мышью; знакомство с операционной системой и основными действиями с файлами/программами; работа с внешней памятью), обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 2. Текстовые редакторы (общие сведения, знакомство с Microsoft Word, основные операции с документами). Например, предлагается слушателю под руководством преподавателя создать поздравительную открытку (текст, картинки), обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 3. Работа в сети Интернет (терминология, браузеры, основные операции, поисковые системы, загрузка файлов). Демонстрация возможности чтения газет, журналов, книг, просмотра новостных сайтов, обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 4. Почтовые сервисы (электронная почта, регистрация, отправка/получение писем, прикрепление файлов), регистрация и общение в социальных сетях, обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 5. Знакомство слушателей с правительственными порталами, электронными социальными службами (например, запись в поликлиники, оплата услуг ЖКХ и т. п.), обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 6. Знакомство с программой Skype (описание возможностей, установка, регистрация, отправка сообщений, голосовая и видеосвязь), обязательно выдается домашнее задание.

Занятие 7. Зачет, консультация.

Результаты освоения подобных программ компьютерных курсов представлены на рисунке 2 [13].

Рис. 2. Использование компьютера пожилыми гражданами

Таким образом, компьютерные курсы для пенсионеров способствуют не только приобретению новых знаний в области информационных технологий, но сохранению активной жизненной позиции в условиях современного общества.

9.

10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: