Основные идеологии современности

Современное общество характеризуется идейно-политическим плюрализмом, что находит подтверждение в существовании различных политических идеологий. Все они в разной степени повлияли на становление и развитие современного общества и сохраняют своё влияние в нём по сегодняшний день.

Либерализм (от латинского слова «libertas» — «свобода») возникает в период буржуазных революций 17 – 18 веков. Основоположниками либерализма являются такие выдающиеся мыслители, как Дж. Локк, Ш.-Л.Монтескье, Т.Джефферсон, А.Смит, И.Бентам, И. Кант, А. де Токвиль и др. Однако корни либеральных идей восходят к классической древнегреческой и древнеримской мысли. Теоретическими основаниями либеральной идеологии были учения об «общественном договоре», «естественных правах» человека, концепция государства «ночного сторожа», в которых человек рассматривался как главный субъект общественной жизни. Изначальным носителем идей либерализма было третье сословие.

Важнейший принцип либерализма – свобода личности, что означает самостоятельность и независимость человека от государства и церкви. Либерализм 17-19 в.в. был революционной и радикальной идеологией, которая обосновала право буржуазии на политическую власть и описала принципы нового общественно-экономического строя. Либералы обосновали право народа на смену правительства и общественного устройства страны, в том числе насильственным путём. В последствие эту идею заимствует в своё учение Карл Маркс. В дальнейшем радикализм идей либерализма значительно уменьшился.

В политической сфере общества либералы выступали: 1) за выборность и сменяемость государственной власти; 2) за разделение властей на судебную, исполнительную и законодательную; 3) за верховенство права; 4) за неотчуждаемость прав личности. Цель разделения властей в государстве состояла в том, чтобы ослабить государство и сделать невозможным с его стороны ущемление прав и интересов личности. Только таким способом, по мнению либеральных мыслителей, можно было обеспечить приоритет частных интересов над общественными и государственными интересами. Принцип верховенства права означал требование, как к гражданам, так и к государству, неукоснительного выполнения действующих законов. Под неотчуждаемостью прав личности понималось наличие прав у гражданина, которые он получает при рождении и не может быть их лишён. Среди таких прав назывались: право на свободу, право на жизнь, право на счастье и т.д.

Либеральные мыслители внесли огромный вклад в разработку теории государства и права, теорий происхождения государства, теории правового государства и гражданского общества и т.д. Их политическая теория стала теоретической основой будущего демократического строя. В экономике либералы придерживались свободной рыночной экономики, свободы торговли, невмешательства государства в экономическую жизнь, защиту частной собственности. В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссам, а так же занимал антиклерикальные позиции.

Либерализм на рубеже 19-20-го столетий эволюционировал в неолиберализм (социал-либерализм), который провозгласил курс на государственное регулирование экономики для борьбы с монополизмом и подержания достойного уровня жизни всех граждан.

Огромный вклад в формирование доктрины социал-либерализма внес английский мыслитель, известный экономист Джон Кейнс. Его экономическая программа, сформулированная под влиянием великой депрессии 1930-х гг., включала всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и циклическую налоговую политику, циклическое балансирование бюджета, ограничение зарплаты и регулирование занятости. Основной своей целью Дж.Кейнс ставил достижение эффективного спроса и полной занятости. Своё воплощение эта программа получила в «новом курсе» американского президента Ф. Рузьвельта. Реформы социал-либералов в 30-60-х годы 20-го века заложили основы нынешнего западного «общества благоденствия», которое в начале ХХІ в. поразил финансово-экономический кризис.

Консерватизм возник в конце 18 века как ответ на Просвещение, буржуазные революции и радикальный либерализм. Поэтому идеи консерватизма во многом противоположны идеям либерализма. Основоположниками консерватизма являются Жозеф де Местр, Эдмунд Берк. Важнейшими принципами консерватизма является традиционализм и нравственный абсолютизм. Традиционализм означает стремление консерваторов к стабильности во всех сферах жизни общества, т.е. к неизменности политического, экономического и общественного строя. Сторонники этой идеологической доктрины полагали, что подтвердившие на практике свою жизнеспособность общественные институты, нравственные нормы, государственное устройство нельзя подвергать искусственным изменениям. Любые изменения общественной жизни могут нарушить состояние стабильности и привести к хаосу. Поэтому любые изменения воспринимаются консерваторами негативно.

В отличие от либералов консерваторы отрицательно относились к участию широких народных масс в политике, иными словами они выступали за элитарность государственной власти. Только элита, по их мнению, как образованный и обладающий необходимыми умениями и навыками социальный слой способна адекватно реагировать на общественные проблемы и принимать грамотные решения. Консерваторы признавали приоритет государственных и общественных интересов над интересами личности. Они последовательно отстаивали идею сильного государства, но при этом выступали за сохранение и поддержку местного самоуправления. Поэтому консерваторов сегодня нельзя назвать противниками демократического строя. Первоначально они причисляли себя к противникам демократии, которую отождествляли с либерализмом.

Некоторые экономические идеи консерватизма соответствовали либеральным подходам, в частности, защита частной собственности. Однако консерваторы в вопросах торговли придерживались протекционизма в отличие от либералов. Протекционизмом называется государственная экономическая политика, направленная на защиту отечественных предприятий от иностранной конкуренции путём введения высоких таможенных пошлин на ввозимые зарубежные товары, а также полного запрета их ввоза либо предоставления налоговых льгот и дотаций отечественным производителям. В духовной сфере консерваторы выступали за взаимодействие церкви и государства. Они считали, что политика должна основываться на моральных и религиозных ценностях, а так же традициях народа.

В 20-м столетии произошли изменения в консервативной идеологии. К концу столетия заговорили о неоконсерватизме, который обосновал необходимость уменьшения государственного вмешательства в экономику, сокращения социальных программ и т.д. В начале 21-го века мир переживал волну консерватизма. Во многих странах к власти пришли консерваторы: США, Германия, Италия, Польша и др.

Утопический социализм возникает в период зарождения и становления капитализма. Социалисты-утописты в своих работах подвергли критике буржуазный строй за его неспособность избавить человечество от лишений и страданий. Причинами существования бедности, преступности и иных негативных проявлений капиталистического общества они видели частную собственность, государство и социальное неравенство. Капитализму социалисты-утописты противопоставили новый общественно-экономический строй, важнейшим принципом которого являлся принцип справедливости. Они описали это новое, справедливое общество, основанное на принципах: создания условий для всестороннего и гармоничного развития личности, ликвидации различий между городом и деревней, разнообразии и смене физического и умственного труда, ликвидации всех форм эксплуатации человеком человека, ликвидации социального неравенства, плановом ведении хозяйства, замены государства народовластием и т.д.

Социалисты-утописты, как и либералы, отрицательно относились к церкви и религии. Они предполагали, что при новом общественном устройстве жизнь людей будет основываться на достижениях науки и техники. Тем самым они предвосхитили современную тенденцию возрастания роли науки в жизни общества.

Вместе с тем, необходимо отметить, что социалистические идеи той эпохи называются утопическими. Утопия – это учение о несуществующем общественном строе, реализация которого на практике невозможна. Это подтверждается тем, что все попытки социалистов-утопистов претворить свою теорию в реальность потерпели крах, т.к. их воззрения отличались противоречивостью, они не учитывали объективные общественные законы, отсутствовали необходимые социально-экономические условия.

Марксизм возник в середине 40-х годов 19-го века. Его основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. К. Маркс первым в истории политической мысли придал идеям социализма теоретический характер. В своей теории он обосновал законами общественного развития неизбежность смены капиталистического строя на социалистический. Этому способствует главное противоречие капитализма между общественным (коллективным) характером труда и частной собственностью на средства производства (единоличное присвоение результатов труда). Поэтому в ходе общественного развития обостриться до предела этот конфликт, который будет разрешён пролетарской революцией. Пролетариат (наёмные рабочие) – это новый социальный слой, порождаемый капитализмом, который не имеет частной собственности и поэтому лишён частнособственнических интересов, а также стремления эксплуатировать других людей. После победы пролетарской революции власть окажется в руках рабочих, что позволит ликвидировать государство и буржуазную идеологию.

На рубеже 19-20-го веков внутри марксизма возникли два течения социал-демократическое (реформистское) и коммунистическое (революционное).

Отличительной чертой социал-демократизма является идея медленного, постепенного преобразования через реформы капиталистического общества в социалистическое. Социал-демократы являются противниками запрета частной собственности, ликвидации демократических институтов современного общества, революции. Они - сторонники регулируемой рыночной экономики и демократического, правового государства, которое должно поддерживать социальный мир путём компромиссов.

Коммунизм первоначально был радикальным течением социализма. Коммунисты защищали в марксизме учение о классовой борьбе и неизбежности социалистической революции. После свершения революции предполагалось установление диктатуры пролетариата в лице коммунистической партии и запрет частной собственности. В дальнейшем эволюция марксизма-ленинизма пошла в сторону догматизма. Сталинизм провозгласил нетерпимость и насилие по отношению к инакомыслию. Несомненной заслугой коммунистов следует признать реализованную на практике идею социальной защиты населения – бесплатное образование, медицинское обслуживание и т.д. Вместе с тем, коммунистическая практика имела и многочисленные недостатки, что в конечном итоге привело к краху системы социализма в конце 20-го века. В настоящее время многие коммунистические партии приняли более умеренные политические программы, что их сближает с социал-демократизмом.

Третьим течением социалистической идеологии является анархизм, который возник в середине 40-х годов 19-го века. С момента своего возникновения и по настоящее время анархизм остаётся радикальным идейно-политическим течением. Анархисты отрицательно относятся к любым социальным институтам (в том числе, к государству и церкви), которые, как они полагают, ущемляют свободу личности. Они являются противниками рыночной экономики, частной собственности и социального неравенства. Поэтому современное общество анархисты считают несправедливым и призывают к революции, после которой предполагается немедленная ликвидация государства и частной собственности. У анархистов существуют серьезные противоречия с другими течениями социализма. Так, они не признают СССР социалистическим обществом. В настоящее время анархистское движение является частью антиглобалистского движения.

Фашизм – это идеология правоэкстремистского толка, возникшая в начале 20-го века. Как цельная идеология не существует, это совокупность различных (в том числе заимствованных) идей. Главными признаками фашизма является культ тоталитарного государства, террористические методы управления обществом, расизм и шовинизм, антидемократизм, антимарксизм и т.д. Фашисты стремятся к установлению полного и неограниченного контроля государства над всеми сферами общественной жизни. Государство вмешивается даже в личную жизнь гражданина, например, вводит ограничения на заключения брака между определёнными категориями граждан или представителями этнических групп. Склонность фашистов к террористическим методам управления обществом проявляется в нагнетании атмосферы страха и бессилия в обществе, проведении массовых репрессий, жестоком подавлении любого инакомыслия. В государственном аппарате резко возрастает значение спецслужб, которые получают практически неограниченные полномочия и являются неподконтрольными обществу. В 30-50-ые годы 20-го века фашистские режимы устанавливались в Германии, Италии, Испании, Португалии, Аргентине и других странах мира.

Национализм как идеология формировался в процессе становления национальных государств, капиталистического строя и национально- освободительной борьбы колоний. Данная идеология отмечает приоритет национальных ценностей над личными, идеализирует прошлое и будущее, акцентирует внимание на отличительности своей общности от других народов, большое внимание уделяет защите и развитию национальной культуры, традиций, языка (которые имеют первостепенное значение для жизни страны). Важнейшей целей для националистического движения считается задача обретения страной независимости и обеспечения её национальной безопасности. В основе этого стремления к своей государственности лежит необходимость защиты национальной культуры, т.е. институтов создания, сохранения и передачи культурных ценностей этноса (нации). Национализм как идеология порождает осознание своей национальной принадлежности. Он создаёт условия для единения индивидов с себе подобными. Так «я» превращается в «мы». Однако, этот процесс имеет и негативную сторону, т.к. содержит противопоставление «мы»-«они». Поэтому существуют различные течения национализма – умеренное и радикальное. Умеренный национализм часто отождествляют с патриотизмом. Радикальный национализм характеризуется верой в собственную исключительность, убежденностью в превосходстве своего народа, нетерпимостью к другим народам и их культурам. Такой вариант идеологии национализма называется шовинизмом, который присутствует в фашистской идеологии. Кроме того, национализм может быть либеральным (выступает за национальное самоопределение), консервативным (преследует цель достижения в обществе стабильности и социального единства, характерен для состоявшихся государств-наций), экспансионистским (носит воинственный характер и стремится к расширению зоны своего влияния) и др.

Экологизм корнями уходит в 19 век во времена промышленной революции. Его отличительной чертой является экоцентризм, который означает, что человек - часть природы. В том время как, другие идеологии характеризуются антропоцентризмом, т.е. ориентацией на человека и потребление. В противоположность этому, главная идея экологизма – сохранение благоприятной экологической среды. Одной из важнейших задач «зелёные» видят минимизацию экологического ущерба от хозяйственной деятельности человека. Идеология экологизма находит отражение в программах экологических движений и политических партий, которые называются «зелёными». Экологизм не представляет собой цельного идейно-политического течения, поэтому можно выделить несколько течений: экосоциализм (полагает, что капиталистическое устройства общества является причиной ухудшения экологической обстановки), экоконсерватизм (выступает за сохранение традиционных ценностей и институтов) и экофеминизм (который проповедует идею большей чуткости женщины к природе, чем мужчин). По способам осуществления программы экологизм разделяется на умеренное и радикальное течение.

Пацифизм (от латинского pacificus - умиротворяющий) возник в 19 в. и усилился в 20 в. после двух мировых войн, которые унесли миллионы человеческих жизней. В послевоенное время к антивоенному движению присоединились умеренные социалисты, религиозные деятели и женские организации, что существенно его усилило. Сторонников пацифизма называю пацифистами. Пацифисты противники любой войны независимо от её характера и целей. Они отрицают насилие и войны как способ разрешения любых конфликтов. В 50-х годы ХХ в. оформился «ядерный пацифизм», сторонники которого считают возможным для национальной самообороны использовать обычные вооружения, и требую запрещения оружия массового уничтожения (бактериологического, химического, ядерного и т.д.)

Феминизм (от латинского femina - женщина) зародился в 18 в. С конца 19-го века указанный термин использовался для обозначения воззрений тех, кто выступал за доступ женщин к образованию и профессиональной деятельности. Главная идея идеологии феминизма – уравнение женщин в правах с мужчинами, а также повышение роли женщин во всех сферах общественной жизни. Первоначально в 19 в. женское движение требовало только предоставление женщинам избирательного права, позднее в 20 в. - гендерного равенства. В феминизме существуют либеральное, социалистическое и радикальное течения.

Религиозный фундаментализм. Главная его идея наличие в религиозных учениях абсолютных истин и стремление подчинить политическую жизнь общества религии и религиозным институтам. Фундаментализм несёт в себе отрицательные черты: догматизм, авторитарность, нетерпимость к инакомыслию, антимодернизм и т.д. Вместе с тем, он содержит и положительные моменты – верность принципам, самопожертвование, бескорыстный поиск истины. Существуют различные разновидности фундаментализма – исламский, католический, протестантский, православный, иудаистский, индуистский и др.

Вопросы:

1. Перечислите основные принципы либерализма?

2. Перечислите основные принципы консерватизма?

3. Перечислите основные принципы утопического социализма?

4. Какие идеи либерализма есть в идеологии белорусского государства?

5. Какие идеи консерватизма есть в идеологии белорусского государства?

6. Какие идеи утопического социализма заимствованы в идеологии белорусского государства?

7. Каковы основные идеи марксизма?

8. Каковы основные идеи социал-демократизма?

9. Каковы основные идеи коммунистической идеологии?

10. Каковы основные идеи фашизма?

11. Каковы основные идеи национализма?

12. Каковы характерные черты неолиберализма?

13. Каковы характерные черты неоконсерватизма?

Тесты:

1. К какой идеологии относится приведенное высказывание: «Все люди равны от природы. Они все в равной степени имеют право жить и ступать по земле, в равной степени имеют право на свою естественную свободу и свою долю в земных благах, все должны заниматься полезным трудом»:

а) утопический социализм;*

б) либерализм;

в) глобализм.

2. «Средоточие законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках и определяет деспотичное правление. Поэтому правящая власть должна быть разделена и уравновешена между несколькими институтами власти». Данное высказывание характерно для идеологии:

а) неоконсерватизма;

б) социал-демократизма;

в) либерализма.*

3. «Основной гарантией индивидуальныхсвобод человека является частная собственность. Ликвидация ее или ограничение неизбежно влекут за собой ликвидацию или ограничение политических, экономических, религиозных, национальных и иных свобод». Данное высказывание характерно для идеологии:

а) коммунизма;

б) либерализма;*

в) консерватизма.

4. К какой идеологии близка эта цитата: «Вместо того, чтобы отбросить все наши старые предрассудки или стыдиться их, мы их нежно любим именно потому, что они предрассудки; чем они старше и чем шире их влияние, тем больше наша привязанность к ним»:

а) анархизма;

б) консерватизма;*

в) утопического социализма.

5. К какой идеологии относится приведенное высказывание: «Деспотизм заключается не столько в форме государства, сколько в самом принципе государства и политической власти, следовательно, республиканское государство такое же деспотичное, как и монархия»:

а) либерализм;

б) консерватизм;

в) анархизм;*

г) социал-демократизм.

6. К какой идеологии относится приведенное высказывание: «Демократический социализм предполагает смешанную экономику, социальное государство, демократический строй»:

а) утопический социализм;

б) коммунизм;

в) социал-демократизм;*

г) марксизм.

7. К какой идеологии относится приведенное высказывание: «Личность или социальная группа в отдельности ничего не значат. Только объединенные в единое целое они приобретают значение. Таким объединяющим их целым является государство. Поэтому оно должно установить неограниченный контроль всех сфер жизни общества»:

а) глобализм;

б) неоконсерватизм;

в) марксизм;

г) фашизм.*

8. Основные формы проявления современного национализма — это:

а) социально-бытовой;

б) экономический;

в) милитаристско-агрессивный;

г) все ответы верны.*



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: