Два вида компонентов научной деятельности:
• явные: теории, понятия и т.п. (интерперсональное знание)
• неявные: личностное, пристрастия ученых, их убеждения и т.п.
Абсолютная объективность представляет собой ложный идеал, поскольку любые умозаключения базируются на персональных суждениях.
Концепция “неявного” или “личностного знания”: в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности и... эта добавка – не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания.
Ученый обладает мастерством – “искусством познания” (интеллектуальные навыки, интуиция и т.п.). Научиться этому нельзя по учебнику, но только в общении с др.учеными (“ из рук в руки ”). Таким образом, ученые и их теории – неразрывно связаны. В основе их единства – “ трансляция неявного знания ”. Нельзя просто заменить один коллектив ученых на др., получивших чисто книжное образование, - должна сохраняться традиция.
Понятие “ научного сообщества ”.
Главный принцип принятия научной теории – не уровень ее обоснования, а степень интуитивного, неосознанного доверия к ней, в результате чего грань между знанием и верой практически стирается. Предпочтение, даваемое астрономии по сравнению с астрологией, основано исключительно на вере в первую и неверии во вторую.