Научно- технические ресурсы мирового хозяйства и их влияние на экономическое развитие. Научно-технические ресурсы России

Научные ресурсы (научно-технический потенциал, наука) определяют возможности той или иной страны осуществлять у себя; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Основой научно-технического развития любой страны, базой научно-технического прогресса является научно-технический потенциал. В отличие от уже достигнутой материально-технической базы и уже созданного экономического потенциала научно-технический потенциал определяет возможность развития науки и техники и экономического применения их результатов. Это та часть производительных сил общества, которая целенаправленно используется или может быть использована для ускорения научно-технического прогресса, для развития научно-технической революции. Это способность хозяйства постоянно создавать и внедрять в жизнь технические новшества. Важным средством расширения национального научно-технического потенциала каждой страны является международное научно-техническое сотрудничество. В современных условиях диверсификации и специализации научной деятельности использование иностранного, так же как и продажа собственного, научно-технического опыта позволяет значительно эффективнее использовать собственные научно-технические ресурсы. Научно-технический потенциал страны характеризуется комплексом параметров, куда относятся показатели ресурсного обеспечения НИОКР (финансирование, кадры, материально-техническое и информационное обеспечение), объем накопленных знаний (важнейшие открытия и изобретения, сделанные в данной стране). Эти показатели тесно связаны между собой, но в ходе развития НТР меняется их значимость и конкретное содержание.

Экономический потенциал определяет объем ресурсного обеспечения проведения НИОКР и использования их результатов. На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу образуют количественные факторы - наличие в стране подготовленных научных исследователей, а также материально-техническое обеспечение НИОКР, прежде всего, объем выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественных) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, а также уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание. Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран и групп стран, являются: доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП; расходы на НИОКР на душу населения; доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета; численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании; количество международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; индекс цитирования; доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции; доля данной страны на мировом рынке высоких технологий.

Россия располагает достаточно крупным научным потенциалом. В научных, конструкторских, проектных организациях занято примерно 800 тыс. человек, в том числе почти 104 тыс. докторов и кандидатов наук. В сфере науки трудится 1,2% всех занятых в экономике.

Сегодня в России работает менее 1/10 всех ученых и инженеров-разработчиков мира, тогда как в США — 1/4. Однако фактическое десятикратное сокращение расходов на науку (до менее 1% ВВП) и на образование наряду с отсутствием навыков торговли научной продукцией постепенно лишают Россию главного источника современного экономического роста — интеллектуального потенциала. Доля России в мировых рынках высокотехнологичной продукции оценивается в 0,5% (США — 40), хотя по объективным критериям отечественное машиностроение и сегодня еще сохраняет передовые позиции в мире по макротехнологиям, часто уникальным, прежде всего в авиастроении, космической отрасли, сверхпроводниковых и лазерных технологиях, судостроении и энергетическом машиностроении. Недостаточное финансирование вынуждает выполнять научные заказы иностранных компаний, работать по грантам. Российская наука по крайне низкой цене продает научные открытия и современные технологии.

В России продолжаются негативные изменения в кадровом потенциале науки. За период 1991–2011 гг. численность занятых в науке сократилась в 3,5 раза и, по прогнозам, после реструктуризации многих институтов численность занятых может уменьшиться до 210–230 тыс. чел. Количество специалистов с ученой степенью сократилось на 15%. При этом число диссертаций, защищенных российскими учеными, увеличилось в 4 раза, в 2,5 раза возросло число аспирантов. Из научной сферы за эти годы ушло примерно 20–25% ученых со степенью кандидата наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: