Характеристика основных мировых центров международной трудовой миграции. Особенности современных миграционных процессов

Международная трудовая миграция - один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется, прежде всего, тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и не экономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Все причины миграции населения делятся на два вида: экономические и политические.

Экономические

1. потребности развития производительных сил, перерастающих национальные рамки;

2. быстрый рост международного разделения труда;

3. рост взаимозависимости национальных хозяйств;

4. сближение национально-экономических и политических структур;

5. складывающийся региональный хозяйственный комплекс;

6. экологический кризис во всем мире, особенно болезненно складывающийся в условиях географической тесноты в Западной Европе;

Политические

1. социальная напряженность, связанная с массовой безработицей;

2. вооруженные конфликты в стране.

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни.

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

1) миграция из развивающихся в развитые страны;

2) миграция в рамках развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны);

5) миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 - в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.

Привлечение интеллектуальной миграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особого программного обеспечения обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Это происходит потому, что затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600 - 800 тыс. долл.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как «утечка умов», например, из Западной Европы в США.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Движение происходит главным образом между новыми индустриальными странами - странами ОПЕК, с одной стороны и развивающимися странами - с другой. Так, например, в 60 - 80-е годы особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек только из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах-импортерах рабочей силы. Кроме того, в «азиатских тиграх», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.

Существует и миграция рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т. п.).

Особо следует рассмотреть миграцию в рамках бывших социалистических стран и СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Ныне к ним добавились рабочие из Китая.

Уже многие годы продолжается миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: из Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки в Россию.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий, специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация наиболее характерна для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных районах - ее экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Основная выгода стран-экспортеров состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник валютных поступлений. Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

- налоги с прибыли фирм-посредников;

- денежные переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

- личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и страны Западной Европы.

Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет эмигрантов. В 50-е годы в США стали проводить политику высококвалифицированных кадров, которая осуществляется и до сегодняшнего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас представляют преобладающую группу иммигрантов в США.

Другой традиционный центр притяжения рабочей силы - Западная Европа. По оценке международной организации труда, здесь трудится более четверти иностранной рабочей силы мира. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Франция и Германия.

Формирование в 60- 70-х годах новых полюсов экономического роста, так называемого периферийного капитализма привело к возникновению новых региональных центров притяжения рабочей силы.

К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока - Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др. Главным экспортером рабочей силы в этом регионе является Египет. Ряд арабских стран (Йемен, Ирак, Ливия) являются одновременно экспортерами и импортерами рабочей силы.

Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране насчитывается до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов.

Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка. Проникновение международных монополий в Южную Африку и Намибию в 70-х годах сделало миграцию африканских рабочих достаточно устойчивой. В последнее время Южная Африка привлекает работников из других частей света.

Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские новые индустриальные страны.

Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х гг. осознала возможности экспорта своей рабочей силы.

С принятием Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (1991г.) всем гражданам России предоставлено право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей.

По прогнозам, сделанным в начале 90-х гг., число российских эмигрантов к 2000г. может достигнуть 25млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.

Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990--1995 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100--105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления, около 10 тыс. российских граждан. Какая-то часть выезжала за рубеж по «своим каналам». Так что миллионы выезжающих работников из России -- это пока только прогноз и предположения.

Максимальный отток рабочей силы за границу пришелся на 1990г. -- 103,5 тыс. человек (до середины 80-х гг. ежегодно выезжало лишь 3 тыс. человек). В середине-конце 90-х гг. ежегодно выезжало лишь 3 тыс. человек). В середине-конце 90-х гг. эмиграционный поток колеблется на уровне 100--115 тыс. отъезжающих в год. Поток эмигрантов не возрастает в результате существующих систем квотирования приема эмигрантов за рубежом. Поэтому численность этого потока не сможет превышать 0,1% населения России в год.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами. Во-первых, более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там. Во-вторых, численность выезжающих будет ограничена емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет высококвалифицированная и наиболее мобильная часть населения.

К числу положительных факторов экспорта рабочей силы относят следующие:

· снижение давления на внутренний рынок труда;

· минимизация существующих в его структуре дисбалансов;

· уменьшение безработицы;

· финансовые поступления от мигрантов;

· повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан Правительство РФ предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств -- участников СНГ.

Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран -- экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры. Так, по прогнозам германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% -- в промышленности, 50% -- в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.

Вместе с тем, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов, для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1 - 1,5 млн. человек ежегодно 10 - 10 млрд. долл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: