double arrow

Понятие и причины конфликтов. Методы разрешения конфликтов


Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Конфликт может быть: функциональным – вести к повышению эффективности организации; дисфункциональным – вести к понижению эффективности организации, снижению личной удовлетворенности и группового сотрудничества.

Типы конфликтов:

1) конфликт целей: участвующие стороны по разному видят желаемое состояние объекта в будущем (директор – инженер по поводу сроков выпуска новой продукции);

2) конфликт познания: когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме (начальник отдела кадров и начальник по поводу стимулирования работников)

3) чувственный: проявляется в ситуации, когда у участвующих сторон различны эмоции и чувства, лежащие в основе их отношений. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, т.к. в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вызывает расстройство интересов другой стороны. Люди различны между собой, следовательно, по разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются.




Виды конфликтов:

1) внутриличностный, конфликт целей или познания;

2) межличностный: выявлены 2 или более индивида, которые воспринимают себя как находящиеся в оппозиции друг к другу;

3) внутри группы: предполагает столкновение между частями или всеми участниками группы, влияет на результаты работы группы в целом. Возникает при смене руководства, при появлении неформального лидера, в случае явного позиционирования одного из участников группы.

4) междугрупповой: в его основе лежит противостояние по профессионально производственному, соц. или эмоциональному критерию. Его развитие приводит к внутриорганизационному конфликту.

5)внутриорганизационный: вертикальный (между уровнями управления); горизонтальный; линейно-функциональный (между линейным руководителем и служащими); ролевой (индивид выполняет рассматривающую роль и воспринимает неадекватно его роли послание).

Причины конфликтов:

- распределение ресурсов.

- взаимозависимость задач.

- различия в целях.

- различия в представлениях и ценностях

- различия в манере поведения и жизненном опыте

- неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной так и следствием конфликта. Конфликты часто возникают из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

В зависимости от поведения участников конфликта, различают следующие способы разрешения конфликта:



1. уклонение — человек, предвидя возникновение конфликта, выбирает такой стиль поведения, который не приведет к конфликту. При этом человек тщательно обдумывает свое поведение, а организация проводит политику, которая имеет профилактическую цель, то есть отдел персонала отслеживает причины возникающих конфликтов, а также появившиеся напряженности и принимает меры к их разрешению, снятию;

2. сглаживание конфликта — используются разные аргументы, включая убеждение другой стороны в необходимости сотрудничества. В частности, когда при обсуждении вопроса, программы высказывается много замечаний, их можно нейтрализовать с помощью некоторых методов, включая, например, такие, как ссылка на авторитеты, условное согласие, перефразирование замечаний, их предупреждение и т.д. Недостаток этого стиля состоит в том, что обычно конфликт заглушается, но не разрешается;

3. принуждение — противника заставляют принять другую точку зрения. Такой вид поведения наиболее присущ руководителю, когда у него возникают разногласия с подчиненным. Принуждение почти всегда вызывает возмущение подчиненного, антипатию. Такие решения обычно сковывают инициативу подчиненных, что для организации нерационально;

4. поощрение – предоставление преимущества человеку в обмен на его согласие с предполагаемым решением. Хотя этот вид поведения можно рассматривать как компромиссный, есть большая вероятность, что конфликт останется;



5. компромисс — одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь частично.

Способность к компромиссам — важнейшая черта, которую, при желании, может воспитать в себе каждый человек.

Однако компромисс нецелесообразен на ранних стадиях развития конфликта, так как прекращает поиск наиболее эффективного решения.

6. предупреждение конфликта – совокупность мероприятий в основном организационного и разъяснительного характера. Речь может идти об улучшении условий труда, более справедливом распределении вознаграждений, обеспечении строгого соблюдения правил внутренней жизни, служебной этики и т.д.







Сейчас читают про: