Либерализм и неолиберализм

в основе - идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Основополагающим критерием оценки развития общества стала свобода личности.

правовое равенство граждан, договорная природа государства, убеждение о равноправии

критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость, плюрализм, идею конституционализма.

на каждом повороте истории определял допустимую степень и характер государственного вмешательства в частную жизнь индивида (внутренняя противоречивость)

настаивая на незыблемой ценности прав человека, либеральная философия во многом игнорировала развитие его прав (опять противоречие Е МАЕ!!!)

Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений:

1). либертализм:

· отрицал возможности внутренних перемен

· любое экономическое планирование ведет к политической диктатуре, а главную дилемму общественного развития следует видеть в отношениях между планированием (формой ти­рании) и конкуренцией (символом свободы)

· плюрализм способен сформировать механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это также может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма

· выход - развитие индивидуализма, частной собственности и свободного рынка

2). неолиберализм:

· адаптировал традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в.

· главное достоинство полит системы - справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности.

· в основе - идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

· предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти.

· чем слабее правление большинства, тем оно больше соответствует принципам либерализма

· Известный теоре­тик Дж. Роулс в книге «Теория справедливости» поставил в центр либеральной доктрины проблему равенства, причем не столько поли­тического, сколько социального, что сблизило эту идеологию с базо­выми философскими установками социал-демократии.

Ограниченность теории:

  • ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности
  • традиционное отношение к морали как к частному делу человека и негативное отношение к вере (что сужает отношения индивида и общества, провоцирует нарастание одиночества человека),
  • враждебное отношение к интересам различных общностей как к «фикциям» (что спо­обствует атомизации социума),
  • изоляция от природы и других людей, эгоизм потребностей, автономию воли и разума

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: