· приоритеты социального и межгосударственного мира и связывала идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и трудовой солидарности
· доктрина с отказом от классовой борьбы, с принципами народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего Я самоуправления
· концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борьбы на принципах «свободы, солидарности и cпpaведливости»)
· внимание нравственно-этическим факторам общественного развития
· неосуществленность моделей «демократического социализма», трудности, связанные с реализацией идеи «государства всеобщего благоденствия», смена общественного строя в большинстве стран «реального социализма» и другие факторы негативно сказались на восприятии доктрины социал-демократии в мире.
Фашизм
Сегодня в политологии сложилось двоякое понимание фашизма:
1). конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX столетия и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма был лидер левого крыла итальянских социалистов в те годы Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и на концепции «органистского государства» (оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм.
|
|
национал-социализм
· бОльшая доля реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом.
· приоритет социальных и политических прав некоего мифического народа «арии»
· политика поддержки государств «культуро-созидающих рас» (к «настоящим ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов)
· ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки)
· беспощадное уничтожения «культуро-разрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса
неонацизм (базирующийся на принципах расовой чистоты и идеале сверхчеловека)
национал - либерализм (сохраняющий те же идеи расистской богоизбранности и этнического гегемонизма, но более терпимо относящийся к индивидуализму и ряду других буржуазных ценностей)
неофашизм (в котором отсутствуют предсталения об этническом мессианстве, но вместе с тем отрицается и философия индивидуализма; главное значение придается здесь идеям «почвы», народа, патриотизма, лежащие в основе «естественного государства» с «беспощадным правительством»).
|
|
П. Милза предложил даже учитывать несколько этапов в развитии и эволюции фашизма:
I – фашизм существует как форма кризиса экстремистских движений, захвативших часть мелкой буржуазии, которая выступала против капитализма и крайне левых сил;
II – фашизм приобретает форму союза между крупной частной собственностью и мелкой буржуазией для захвата власти;
III – фашизм становится специфическим политическим режимом; IV – стадия полного тоталитаризма.
Предпосылки фашизма непосредственно определяются отсутствием законов, направленных на борьбу с политическим радикализмом и экстремизмом (особенно в националистической форме), отсутствием целенаправленной, поддерживаемой государством пропаганды против крайних форм политического участия
2). идеология, не имеющая определенного идейного содержания
· утопические идеи превосходства тех или иных расовых групп общества, агрессивность политических требований, черты национального милитаризма,
· отвержение демократии как системы власти, полный приоритет национального кодекса нравственности над общечеловеческими ценностями, безудержной демагогией в формировании общественного мнения, насаждением культа вождя.
· ультрареакционная, антигуманистическая идеология
· цели и задачи имеют антигуманистический характер, их роднит и сходство используемого в борьбе за власть политического инструментария.