double arrow

Основные технологии «мягкой пропаганды»

До сих пор мы рассматривали приемы, связанные с различными модусами менеджмента темы - "раздувание", "заглушение" и др. Действительно, в большинстве случаев журналисты современной качественной прессы достигают пропагандистского эффекта, не прибегая к прямому цитированию "нужных" ньюсмейкеров и воздерживаясь от откровенного изложения собственной позиции. Вместо этого оружием пропаганды становится влияние журналиста на степень раскрутки освещаемой темы - звучание желательной темы усиливается, а нежелательной - искусственно нивелируется. Однако приемы обращения с темами - это как бы "макро-уровень" пропаганды, уровень создания публикаций в целом. А ведь существует еще и "микро-уровень" - уровень создания конкретных фраз в рамках отдельно взятой статьи! И на этом уровне иногда очень нужно вставить в текст маленький, но цельный кусочек пропаганды - конкретную идею, оценку или цитату (по-прежнему сохраняя, разумеется, иллюзию непредвзятости журналистской позиции). Понятно, что в этом случае невозможно использовать описанные выше технологии "раздувания" и "заглушения" - ведь они касаются публикаций в целом, и не применимы "внутри" отдельно взятой статьи. Что делать? Ведь очень часто нужно, к примеру, имплантировать в информационное "тело" публикации цитату "дружественного" штабиста так, чтобы читатель не уделил этому особенного внимания…

"Микрочастицы" пропаганды - это, прежде всего, цитаты кандидатов и их консультантов, тенденциозные фактики, беглые микро-комментарии, "шпильки", специально отобранные фрагменты исторического бэкграунда и т.п. Спрятать "микрочастицы" в текст "информационной" статьи непросто. Впрочем, есть несколько способов.

ПРИЕМ №25: КАПЛЯ ДЕГТЯ

Читатель ХХI века не терпит безоговорочного восхваления кандидатов. Он отказывается пережевывать приторные мармеладки пропагандистов. Чтобы продать публике цистерну рекламного меда, приходится добавлять капельку дегтя. Иными словам, полагается слегка "журить" любимых кандидатов. Делать это надо осторожно: "ложечка дегтя" должна быть не жестким логическим доводом, а каким-нибудь мимолетным наблюдением эмоционального плана. Пусть это будет легкий смешок, небольшая шпилька… Вывод: если читателю кажется, что журналист посмеивается над политиком, не спешите считать этого журналиста независимым.

ПРИЕМ №27: ДЕВЯТЬ С ПОЛОВИНОЙ СЛОВ

Распространенная проблема - необходимость разместить в тексте яркую фразочку, подброшенную специалистами из "дружественного" предвыборного штаба. Как сделать это так, чтобы читатель не догадался о наших симпатиях? Не заподозрил "независимого" журналиста в том, что тот пошел на поводу у презренного политического рекламиста! Как показывает опыт американских качественных СМИ, существует некая незримая грань. Ее нельзя переступать, чтобы читатель не заподозрил неладное. Когда уровень содержания подобострастного цитирования в тексте превышает норму, происходит взрыв. Современный читатель чутко, болезненно реагирует на пропаганду (смятая газета летит в камин).

Итак, что же это за "критическая масса"? Существует поверье, что размер каждой конкретной "пропагандистской" цитаты не должен превышать… девяти слов. Американцы называют это "nine-word ink bite". Эдакая капелька рекламного яда в чернилах. В делах пропаганды - как в делах любви: здесь есть некая сакральная грань, за которой все меняется. Говорят, мимолетный флирт редко длится дольше девяти с половиной недель. Кратковременный "роман" независимого журналиста с ангажированным ньюсмейкером тоже рекомендуется прекратить вовремя.

На первый взгляд, это очень строгие рамки: всего девять слов! Однако не следует забывать, что такие жесткие ограничения накладываются далеко не на все цитаты в "качественном" журналистом тексте. Речь идет только о цитировании заведомо ангажированных ньюсмейкеров - пресс-секретарей, порт-паролей, консультантов и стратегов политической рекламы.

ПРИЕМ №28: ТОНКИЙ АРОМАТ СОМНЕНИЯ

Даже пересказывая события в подчеркнуто-нейтральной тональности, журналисты всегда привносят едва уловимый акцент собственного отношения к описываемым событиям. У них есть выбор: подавать мнения политических лидеров как очевидные и объективные - либо как субъективные, недоказанные, порой маргинальные.

ПРИЕМ №29: СТАЛКИВАНИЕ ЯИЦ

Многим с детства знакома эта уловка: чтобы расколоть крашеное яйцо приятеля, достаточно бить не прямо "в лоб", а чуть с краю яйца. Похожим образом ведут себя журналисты, "сталкивая лбами" конкурирующих кандидатов. При этом создается иллюзия честной схватки, но - газетчик выставляет позицию "нелюбимого" политика как бы "под углом".

ПРИЕМ №30: НАРЕЗКА ЦИТАТЫ

Весьма часто перед журналистом качественного издания встает тактическая задача размещения в тексте статьи крупной цитаты "дружественного" кандидата. Проблема состоит в том, что современная информационная журналистика не терпит цитирования крупными блоками, она требует от газетчика выделить из пространного выступления главное - две-три фразы. В условиях информационного шума избалованный и пресыщенный информацией читатель требует от газетчика краткой выжимки, квинтэссенции новости. Поэтому крупная цитата сразу отпугивает, отвращает от темы. Это наносит удар и по репутации "неангажированного" издания - какой же ты независимый журналист, если послушно тащишься на поводу у ньюсмейкера, слово в слово повторяя его излияния? Итак, цитировать выступления политика крупными блоками не рекомендуется. А что делать, если это очень нужно в интересах пропаганды? Один из вариантов: "нарезка цитаты". Чтобы замаскировать вопиющее тождество мнений политика и комментатора, длинная цитата дробится на тончайшие "срезы" - причем идеологическая мякоть цитаты постоянно перемежается жирными прослойками косвенного цитирования, оформленного как авторский журналистский текст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: