Состав и структура цен

Состав цены – это совокупность экономических элементов, включающих себестоимость, прибыль, акциз, НДС, снабженческо-сбытовую надбавку и торговую надбавку, выраженных в абсолютных значениях в денежных единицах.Состав цены отражает формирование цен в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю.

Удельный вес этих элементов в цене товара, то есть их соотношение, выраженное в процентах, отражает структуру цены.

Рассмотрим каждый элемент цены.

Таблица 1.1.

Состав цены

Полная себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товарам) НДС Снабженческо-сбытовая надбавка Торговая надбавка
Оптовая цена предприятия без НДС        
Отпускная цена предприятия без НДС      
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)    
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли)  
Розничная цена

1. Себестоимость.

Себестоимость – это выраженные в денежной форме расходы на производство и реализацию продукции. При расчете конкретной цены разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции, перечень статей в которой устанавливается отраслевой инструкцией. На промышленных предприятиях разрабатываются плановые и отчетные калькуляции. Первые разрабатываются на плановый период по плановым затратам, вторые отражают фактические затраты на выпуск и реализацию продукции. Сопоставление плановых и фактических калькуляций позволяет выявить отклонение в затратах и наметить пути по их снижению.

Контроль поэлементного состава и структуры затрат в динамике за ряд отчетных периодов позволяет наметить главные направления поиска резервов снижения себестоимости продукции в зависимости от изменений в технике, технологии и организации производства или под воздействием его специализации. Технический прогресс и развитие производственного кооперирования влияют на изменение структуры затрат в сто­рону увеличения доли расхода материальных, топливно-энер­гетических ресурсов и амортизации основных средств при от­носительном уменьшении затрат на оплату труда в себестоимо­сти продукции.

Для предприятий всех отраслей промышленности установлена следующая обязательная номенклатура расходов на производство и реализацию продукции по экономическим элементам:

1. Материальные расходы.

К материальным расходам относятся затраты:

· на приобретение сырья и материалов, которые входят в со­став вырабатываемой продукции, образуя ее основу;

· на приобретение материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения технологического процесса; для упаковки и иной
подготовки произведенных и реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку); на другие производственные и хозяйственные нужды;

· на приобретение запасных частей и расходных материалов,
используемых для ремонта оборудования, инструментов,
приспособлений, инвентаря; приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества;

· на приобретение комплектующих изделий и (или) полуфабрикатов, подвергающихся монтажу и (или) дополнительной
обработке в организации;

· на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расхо­дуемых на технологические цели, выработку (в том числе
самой организацией для производственных нужд) всех ви­дов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;

· на приобретение работ и услуг производственного характе­ра, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями организации;

· связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.

Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость воз­вратных отходов. Под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства то­варов, частично утратившие потребительные качества исходных ре­сурсов (химические или физические свойства) и в силу этого исполь­зуемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке: по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использова­ны для основного или вспомогательного производства, но с повышен­ными расходами (пониженным выходом готовой продукции); по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

2. Расходы на оплату труда.

Они включают любые начис­ления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стиму­лирующие начисления и надбавки, компенсационные начис­ления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а так­же затраты, преду­смотренные трудовыми договорами (контрактами) или кол­лективным договором. Это суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам (догово­рам), начисления стимулирующего характера, в том числе пре­мии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, материальная помощь, оплата льготных отпусков и другие начисления и выплаты. В данный раздел также включаются отчисления от Фонда Оплаты Труда. Начиная с 2001 г. отчисления на со­циальные нужды приняли форму единого социального налога в размере 26%.

3. Амортизационные отчисления — отчисления части стоимости средств руда для возмещения их износа. Включаются в расходы и цену товара в размере стоимости средств труда, перенесенной на произво­димую продукцию. Используются линейный и нелинейный методы начисления амортизации. При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановитель­ной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого иму­щества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

4. Прочие расходы.

К прочим расходам относятся:

· расходы на ремонт основных средств;

· расходы на освоение природных ресурсов;

· расходы на НИОКР;

· расходы на страхование имущества;

· суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке (за исключением НДС и акцизов, предъявленных налогоплательщиком покупателям, а также сумм налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду);

· расходы на сертификацию продукции и услуг;

· суммы комиссионных сборов за выполненные сторонними организациями работы; суммы портовых и аэродромных сборов;

· расходы на оплату услуг по охране имущества, обслужива­нию охранно-пожарной сигнализации, услуг пожарной охра­ны и иных услуг охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности;

· расходы по обеспечению нормальных условий труда и тех­ники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профес­сиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиям труда;

· расходы по набору работников, включая оплату услуг специализированных компаний по подбору персонала;

· расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

· арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

· расходы на содержание служебного автотранспорта;

· расходы на командировки;

· расходы на оплату юридических, информационных услуг, на оплату консультационных услуг, на оплату аудиторских услуг, связанных с провер­кой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации, расходы на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями;

· расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию;

· представительские расходы;

· расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе;

· расходы на канцелярские товары; расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычисли­тельных центров и банков;

· расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с право­обладателем (по лицензионным соглашениям);

· расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор
и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

· расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, вклю­чая участие в выставках и ярмарках;

· расходы на подготовку и освоение новых производств, це­хов и агрегатов;

· расходы некапитального характера, связанные с совершен­ствованием технологии, организации производства и управления;

· другие расходы, связанные с производством и реализацией[5].

В зависимости от места появления расходов выделяют следующие виды себестоимости:

Таблица 1.2.

Виды себестоимости

Себестоимость затрат, связанных с производством продукции в цехах.    
Цеховая себестоимость Расходы, связанные с управлением, организацией и обслуживанием предприятия в целом.  
Производственная себестоимость Внепроизводственные расходы, связанные с реализацией продукции и другими расходами, не относящимися к производству продукции
Полная себестоимость

2. Прибыль. После уплаты налогов на прибыль фирмы получают чистую прибыль, которая делится на нераспределенную прибыль и дивиденды, выплачиваемые фирмой в соответствии со своей дивидендной политикой.

3. Акциз – косвенный налог, включенный в цену товара, не являющийся предметом первоочередного потребления. Акцизом облагаются такие товары как спирт этиловый, спиртосодержащая продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, отдельные виды минерального сырья. Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадает с отпускной ценой.

4. Налог на добавленную стоимость – изъятие в бюджет части вновь созданной стоимости, реализованной в цене товара. НДС = сумме налога, полученным предприятием по реализации товара – сумма налога, уплаченная предприятием по приобретенному сырью и материалам.

5. Снабженческо – сбытовая надбавка. Снабжннческо -сбытовая надбавка представляет собой сумму, на которую оптовый продавец может увеличить цену товара по сравнению со стоимостью этого товара для него самого. В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности оптовика или посредника, и НДС. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов, в результате доля снабженческо-сбытовой надбавки в структуре цены увеличиться

6. Торговая надбавка. Торговая надбавка представляет собой сумму, на которую розничный продавец может увеличить цену товара по сравнению со стоимостью этого товара для него самого, и включает расходы, связанные с реализацией товаров розничными торговыми предприятиями населению, прибыль и НДС. Тогда розничная цена будет рассчитываться по формуле: Розничная цена = Продажная цена оптового посредника* (1+Доля торговой надбавки).

Может возникнуть ситуация, когда поставщик (изготовитель или генеральный дилер) желает задать цену конечных продаж и торговцу надо определить цену поставки, по которой он согласится этот товар взять, чтобы добиться в итоге получения желаемой величины торговой скидки[6].

Чтобы определить цену, по которой он согласен будет получать этот товар, необходимо воспользоваться формулой: Продажная цена оптового посредника = Розничная цена*(1-Доля торговой скидки). Доля торговой скидки определяется величиной торговых издержек, уровнем рентабельности, который продавец хотел бы получить на свой капитал, объемом продаж

Вопросы для обсуждения:

1. В чем состоит сущность двух противоположных теорий цены: теории предельной полезности и теории трудовой стоимости? Каковы основные истоки их формирования?

2. Каковы предпосылки «объективизации» субъективной оценки ценности блага?

3. Объясните, почему цена является денежной формой выражения ценности благ, компромисса интересов двух противостоящих сторон: продавца и покупателя проявляющаяся в процессе их обмена?

4. Каковы основные современные тенденции развития рыночных отношений, изменяющие роль издержек и ценности товара в ценообразовании?

5. Объясните, почему формирование цен и управление ценообразованием на предприятиях должно осуществляться в рамках ценностно - ориентированного менеджмента?

6. Каким образом цена участвует в рациональном размещении ресурсов?

7. Какова роль денег в ценообразовании на начальных этапах развития обмена и на современном этапе развития рыночных отношений?

8. Посредством каких инструментов и элементов цены государство перераспределяет доходы в стране?

9. Какие основные элементы включает себестоимость? Какие виды себестоимости можно выделить?

10. Объясните механизм формирования розничных цен.

Тест:

  К авторам трудовой теории стоимости и цены относятся: a) К.Менгер, У. Джевонс, Ф. Визер; b) А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс; c) Аристотель, А. Маршалл.
  К родоначальникам теории цены относятся: a) К.Менгер, У. Джевонс, Ф. Визер; b) А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс; c) Аристотель.
  Первым ученым, кто разграничил понятия: стоимость и цена был: a) Ф. Аквинский, b) Святой Августин, c) Дж. Кларк, d) Дж. Робинсон, e) К. Маркс.
  За последние 200 лет произошли сдвиги в рыночной экономике, усилившие позиции в процессе ценообразования: a) потребителей, b) производителей (продавцов), c) государства.
  Сущность цены, проявляющаяся в распределении и перераспределении доходов, а также в перераспределении вновь созданной стоимости, отражается в функции: a) учетно-измерительной, b) стимулирующей, c) перераспределительной, d) рациональное размещение производства и ресурсов, e) регулирующей.
  Полная себестоимость продукции включает в себя: a) амортизацию, b) акциз, c) торговую надбавку, d) все вышеперечисленное.
  Оптовая цена предприятия без НДС включает: a) себестоимость продукции, b) прибыль оптового предприятия, c) снабженческо-сбытовую надбавку, d) затраты розничного продавца.
  Снабженческо-сбытовая надбавка включает: a) производственную себестоимость; b) полную себестоимость; c) затраты оптового посредника; d) прибыль предприятия - производителя.
  В цеховую себестоимость не включается: a) топливо и энергия, b) полуфабрикаты; c) коммерческие расходы.
  В производственную себестоимость включается: a) коммерческие расходы, b) цеховая себестоимость, c) расходы на содержание склада.
  Элементами структуры цены является: a) себестоимость, b) 25% прибыли, c) НДС.
  Устанавливая высокие розничные цены престижных товаров и предметов роскоши - автомобилей, ювелирных изделий, государство позволяет ценам осуществлять функцию: a) учетно-измерительную, b) стимулирующую, c) перераспределительную, d) регулирующую.
  Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена здесь выполняет функцию: a) учетно-измерительную, b) стимулирующую, c) перераспределительную, d) регулирующую.
  С помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой сектор с более высокой нормой прибыли, благодаря функции: a) учетно-измерительной, b) как средство рационального размещения ресурсов в производстве c) стимулирующей, d) перераспределительной, e) регулирующей.
  В прямые (технологические) затраты предприятия не включаются: a) коммерческие расходы, b) отчисления на социальные нужды, c) заработная плата производственных рабочих, d) сырье и материалы.
  Плановая калькуляция себестоимости разрабатываются на основе фактических затрат на выпуск и реализацию продукции. a) верно, b) неверно.
  В ситуации, когда поставщик желает задать цену конечных продаж, розничный торговец воспользуется формулой для определения цены, по которой он согласится этот товар взять: a) Розничная цена = Продажная цена оптового посредника* (1+Доля торговой надбавки, b) Продажная цена оптового посредника = Розничная цена*(1-Доля торговой скидки), c) Розничная цена = Продажная цена оптового посредника / (1+Доля торговой надбавки.

Задачи:

№1. Определите отпускную цену единицы продукции (флакона духов), не облагаемой акцизом, при условиях:

· при изготовлении продукции используется спирт, имеющий фактическую себестоимость (спирт производится на данном предприятии) 500 руб. за 1 дал (декалитр=10 л);

· ставка акциза на спирт составляет 90 % от отпускной цены без НДС;

· для изготовления флакона духов требуется 15 мл. спирта;

· затраты на изготовления одного флакона духов (без затрат на производство спирта с учетом акциза), составляют 200 руб.;

· уровень рентабельности к себестоимости принят в размере 25%.

№2. Составьте калькуляцию себестоимости 100 пар детской обуви и рассчитайте отпускную цену предприятия с НДС.

Исходные данные:

1. затраты на сырье и основные материалы (на 100 пар):

- кожтовары для верха -17500 руб.;

- кожтовары для подкладки-1180 руб.;

- стоимость деталей низа - 6940 руб.;

- текстиль для межподкладки -2400 руб.;

- искусственный мех для подкладки - 2480 руб.;

2. вспомогательные материалы, топливо и электроэнергия на технологические цели -5000 руб.;

3. зарплата производственных рабочих -11100 руб.;

4. накладные расходы (расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, цеховые, общезаводские расходы) и др. - 20% к зарплате производственных рабочих;

5. внепроизводственные расходы - 0,3% к производственной себестоимости;

6. рентабельность 25%

7. НДС - 18 %.

№3. Организация произвела и реализовала 10000 бутылок водки емкостью 0,5 литра с содержанием безводного этилового спирта 40%. Себестоимость бутылки водки составляет 48 руб., рентабельность в себестоимости 25%. Ставка акциза -159 руб. /литр безводного этилового спирта. НДС 18%. Рассчитайте:

· Оптовую цену предприятия без НДС;

· Отпускную цену предприятия без НДС;

· Отпускную цену предприятия с НДС;

· Объем акциза, перечисленного в Государственный Бюджет;

· Объем НДС, перечисленный в Государственный Бюджет.

№4. Организация продала 1000 бутылок произведенного ею шампанского емкостью 0,75 литра. Фактическая себестоимость бутылки шампанского 40 руб. Рентабельность в себестоимости составляет 25 %. Ставка акциза равна 10,5 руб. за литр напитка.

Рассчитайте:

· Оптовую цену предприятия без НДС;

· Отпускную цену предприятия без НДС;

· Отпускную цену предприятия с НДС;

· Объем акциза, перечисленного в Государственный Бюджет;

· Объем НДС, перечисленный в Государственный Бюджет.

№5. Производитель часов стремиться позиционировать новую модель как эксклюзивную и заинтересован в том, чтобы в розничной торговле сохранялась им высокая цена. Он заключает с продавцом товара соглашение о розничной продаже данной модели часов по 30000 руб., гарантируя продавцу 20% скидки от розничной цены. Какова тогда будет покупная цена предприятия торговли?

№6. Фирма, выпускающая холодильники, считает, что розничная цена на одну из ее моделей может быть установлена на уровне 15000 руб. При этом скидка в розничной торговле составит 30 % конечной цены, наценка оптовой торговли 25% к цене приобретения, собственная прибыль фирмы 20% затрат. Каковы должны быть издержки производства данной модели?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: