Применение уровня и индекса цен в экономическом анализе

Уровень и индекс цен являются экономическими категориями, достаточно широко применяемыми для анализа как микроэкономических, так и макроэкономических процессов и явлений.

1. Покупательная способность денег.

Уровень цен неразрывно связан с покупательной способностью дохода населения, величиной, измеряемой товарным эквивалентом денежному доходу и представляющей относительный показатель – относительный уровень цен. Покупательная способность денежного дохода показывает возможность купить какое - либо количество товара на величину среднедушевого денежного дохода, средней заработной платы, среднего размера пенсий и т. д. Расчет можно вести как для всего населения, так и для отдельных социальных групп в целом по стране или по отдельным регионам: ПС=Д/р, где Пс – покупательная способность; Д – среднедушевой денежный доход, р – средняя цена товара.

Относительный уровень цен позволяет дать дифференцированную характеристику уровня цен и произвести межотраслевые, межрегиональные и международные сравнения. Следовательно, при оценке уровня цен одна и та же цена может быть как высокой, так и низкой в зависимости от доходов потребителей.

Таким образом, цена выражает стоимость товара в денежных единицах, а покупательная способность – это стоимость денег, выраженная в товарах, то есть она показывает, сколько товаров можно купить на одну денежную единицу. При расчете покупательной способности рубля необходимо использовать уровень только потребительских цен и следует иметь в виду, что покупательная способность денег находится под влиянием одних лишь цен только при неизменности вида и качества товаров, структуры цен, отсутствия теневого рынка. На уровень цен оказывают влияние многообразные ассортиментные сдвиги: появление новых видов товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров в структуре потребления, сезонные колебания цен.

2. Индекс потребительских цен (ИПЦ).

Одним из важнейших статистических показателей, широко используемым в экономической и социальной политике госу­дарства, является индекс потребительских цен (ИПЦ). ИПЦ применя­ется для пересмотра правительственных социальных программ, служит основой повышения минимальной заработной платы, индексации прожиточного минимума, индексации минималь­ной пенсии, обоснования субсидий и дотаций к ценам, не допускающих снижения уровня потребления населением това­ров и услуг первой необходимости. Кроме того, ИПЦ использу­ется в определении государственной политики в области фи­нансов, регулирования реального курса национальной валюты, анализа и прогноза ценовых процессов.

Особую роль ИПЦ играет и в пересчете из текущих в сопо­ставимые цены показателей системы национальных счетов, и в оценке динамики цен на потребительские товары и платные ус­луги населению, ИПЦ используют для оценки изменения стоимости жизни и уровня инфляции в стране. Его относят к числу важнейших показате­лей, характеризующих уровень жизни населения и отражаю­щих эффективность проводимых в стране экономических реформ.

Индексы потребительских цен, как определено в резолюции Международной организации труда (МОТ), рассчитываются с целью оценки «...изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые, используемые и| оплачиваемые населением для непроизводственного потребления».[18] При расчете ИПЦ предполагается, что приобретение, использование и оплата совпадают во времени.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он позволяет усреднить движение цен на все многообразие товаров и услуг.

«Корзина» основных потребительских товаров и услуг фик­сирована для того, чтобы данному уровню жизни соответство­вало одно и то же значение индекса. При таком подходе измене­ния ИПЦ могут вызываться только изменением цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменения доходов или приобретения других товаров. Поэтому ИПЦ назы­вают индексом стоимости жизни.

Отбор товара – представителя из товарной группы, которую он представляет, производится с учетом массовости спроса и регулярности его реализации на базовом предприятии. Кроме того, в «корзину» включаются отдельные товары и услуги необязательного пользования (ювелирные изделия, меха, легковые автомобили, сервисное обслуживание легкового автомобиля). В результате, набор товаров (услуг) – представителей для системного наблюдения за ценами включает 382 позиции, в том числе: по продовольственным товарам – 100, по непродовольственным товарам – 201, по платным услугам населению – 81. А наблюдения и регистрация цен и тарифов проводятся по следующим видам платных услуг населению: бытовые, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, платного образования, пассажирского транспорта и связи, туристско-экскурсионные, зравоохранения, санаторно-курортные и оздоровительные, правового характера и учреждений банков, физической культуры и спорта.

3. Индекс покупательной способности денег.

Если взять соотношение, обратное ИПЦ, то его величина покажет изменение покупательной способности денег, находя­щихся на руках у населения.

;

Если, например, ИПЦ составил 107,5%, то это означает, что цена на потребительские товары и услуги в среднем увеличилась на 7,5%, а величина, обратная ему (1: 1,075 = 0,93), показывает, что покупательная способ­ность денег снизилась на 7,0%, то есть на ту же сумму денег населе­ние на 7,0% купит товаров меньше.

4. Анализ инфляции.

Помимо показателя дефлятора, рассчитываемое с помощью формулы Паше, для анализа динамики цен используется и ИПЦ. Размер инфляции рассчитывается по формуле: (Ip-1)*100 и характеризует, на сколько процентов увеличились цены. Например, инфляция в 15% соответствует индексу цен, равному 115% или 1,15.

При изучении динамики уровня инфляции используют норму инфляции, выраженную в процентах и показывающую, на сколько процентов изменился уровень инфляции за изучаемый период времени.

5. Расчет индексов фондового рынка.

Изучение динамики фондового индекса позволяет обоснованно судить о текущей конъюнктуре фондового рынка, инвестиционной привлекательности тех или иных ценных бумаг и их компаний. Фондовый индекс — это статистическая средняя величина, рассчитан­ная на основе курсовой стоимости входящих в него ценных бумаг, курсовая стоимость которых фиксируется через определенные промежутки времени.

Существует значительное разнообразие индексов. Биржи рас­считывают свои индексы на основе котируемых на них акций. Аналитичес­кие компании имеют свои индексы. Индексы могут насчитывать как большое число бумаг (индексы с широкой базой), так и небольшое количество (индексы с узкой базой). При расчете большей части индексов во внимание принимается не просто курсовая стоимость акции компании, включенная в индекс, а произведение цены акции на количество обращающихся акций, таким образом, цена акции взвешивается по их количеству.

· Самым известным и первым по времени появления стал индекс Доу - Джонса, сегодня рассчитываемый для промышленности (курс акций 30 крупнейших компаний, котируемых на Нью-Йоркской фондовой бирже); для транспорта (показатель курсов акций 20 транспортных компаний); для 15 коммунальных компаний газо - и электроснабжения; совокупный индекс — на основе вышеуказанных 65 компаний. Индекс Доу-Джонса рассчитывается как среднеарифметическое курсов акций выбранных ком­паний:

;

где Рi — цена акции; n— число компаний, К — коэффициент-делитель (с учетом корректировки числа корпораций при дроблении акций компаний).

· Другим важнейшим биржевым индексом, используемым в США, яв­ляется индекс информационной компании «Стэндэд энд пурз» («Standard&Poor's»), который рассчитывается в двух вариантах — для 500 и 100 компаний. В расчет индекса «SР-500» включаются акции 400 промышленных, 20 транспортных, 40 финансовых и 40 коммунальных компаний. В основ­ном в расчет индекса включаются акции, которые котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (около 80% стоимости листинговых акций этой биржи), однако включен также ряд акций, которые котируются на Американской фондовой бирже и находятся во внебиржевом обороте.

Методика расчета этого индекса более сложная, чем индекса Доу-Джонса, но этот индекс является более точным индикатором состояния экономики, так как, во-первых, в нем представлено большее количество акций, и, во-вторых, величина индекса зависит не только от рыночного курса акций, но и от их количества.

;

где Pi - текущая цена i – й акции, Р0i— цена i-й акции в базисном периоде, q — количество акций, выпущенное i-й компанией.

Помимо названных выше индексов в США используется и ряд других. Так индекс Нью-Йоркской фондовой биржи исчисляется по всем акци­ям, которые котируются на этой бирже (около 2200 компаний). По суще­ству он представляет собой среднюю (взвешенную по количеству) цену этих акций. За базу взято значение индекса, равное 50,00 на момент зак­рытия биржи 31 декабря 1965 г. Если, например, индекс 13.03.1996г. достиг 265 пунктов, то это значит, что средняя цена акций с 31.12.1965 г. по 13.03.1997 г. выросла в 5 с лишним раз.

· Из других американских индексов можно отметить также индекс Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам НАСДАК. (National Assosiation of Securities Dealers Automatec Quotation - NASDAQ) В расчет этого индекса включены акции около 3500 компаний, которые обращаются на внебиржевом рынке. Индекс рассчитывается аналогич­но индексу «SР-500». Впервые этот индекс был рассчитан в феврале 1971 г. и равен 100 пунктам.

В других странах для характеристики фондового рынка используются свои собственные индексы.

· Индекс «Financial Times (FT)» предназначен для показа движения цен акций на Лондонской фондовой бирже, исчисляется по двум подгруппам акций: 30 лидирующим на рынке компаниям и 100 мелким, введен в 1935 г. Индекс FТ — равновзвешенная геометрическая средняя из от­носительных цен акций:

;

где Рit, Рit-1 — цены акций i компании текущего периода и предшествую­щего; n— число акций в индексе в период времени t — последовательные промежутки времени, в которые вычисляется индекс.

· Индекс газеты «Таймс» ежедневный, публикуется с 1964 г., рассчи­тан по всем предприятиям и отдельно по 2-м подгруппам акций. Одна подгруппа включает 50 крупнейших компаний, другая — состоит из 100 компаний с капиталом ниже 60 млн ф. ст. в 1964 г. Индекс курсов акций «Футси-100» — индекс акций 100 ведущих Бри­танских компаний, зарегистрированных на Лондонской фондовой бирже, обеспечивающих постоянную информацию об изменении цен на акции. Он был введен 3 января 1984 г. с базовой величиной 1000. Индекс курсов акций «Футси-100 Евротрак» — взвешенный индекс акций 100 европейских компаний, которые обеспечивают мгновенную информацию о функционировании и направлении движения рынка ак­ций континентальной Европы и Ирландии. Введен в 1990 г.

· К основным российским фондовые индексам относится Индекс Российской Торговой Системы (РТС). РТС рассчитывается по результатам работы системы в течение одного торгового дня, как отношение суммарной рыночной капитализации эмитентов, включенных в список для расчета индекса, к суммарной рыночной капитализации этих же эмитентов на предыдущую дату.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите различия между индивидуальным уровнем цены и средней ценой.

2. Как статистика цен рассчитывает среднюю цену?

3. Почему формула простой средней практически не применяется для расчета средней цены?

4. В чем сходство и различие понятий "цена " и "покупательная способность рубля"?

5. Назовите условия, при которых покупательная способность рубля находится под влиянием только цен.

6. Назовите признаки классификации индексов цен.

7. Зачем необходимы веса в расчете индексов цен? Какие используются веса в формулах Пааше, Ласпейреса, Фишера и Маршалла Эджворта?

8. В чем заключается недостаток Формулы Фишера?

9. Назовите различия между цепными и базисными индексами. В чем их взаимосвязь?

10. В каких случаях целесообразно исчислять агрегатные индексы цен, а в каких средние?

11. Для расчета каких показателей используется индексный метод?

12. Объясните роль индексного метода в расчете индексов фондового рынка.

Тест:

  Уровень цен a) это относительный показатель, характеризующий изменение во времени или соотношение в пространстве цен какого-либо товара, отдельной товарной группы или всей их совокупности; b) обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами; c) это сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу, и представляет абсолютную величину.
  Если имеются данные о ценах на несколько дат с равным промежутками времени, то для расчета уровня цен используется формула: a) ; b) ; c) .
  Если неизвестны, ни количество продаж, ни выручка за реализованный товар, соответствующая разным уровням цен, то при исчислении средних цен используется: a) число дней или других периодов времени n, в течение которых существовала данная цена; b) формула ; c) формула .
  Общие индексы цен: a) характеризуют изменение цены единицы какого-либо одного товара; b) рассчитываются для изучения динамики цен всей совокупности товаров, создаваемых и обращающихся в одной конкретной отрасли; c) рассчитываются для всей совокупности разноименных товаров.
  Если в индекс цен будут включаться индексы цен на ткани, мебель, обувь, пылесосы, кухонные комбайны и т.д., то это будет: a) групповой индекс; b) общий индекс; c) индивидуальный индекс.
  Если при расчете индекса в качестве весов используются текущие объемы продаж, то данный индекс будет: a) индексом Паше; b) индексом Ласпейреса; c) индексом Фишера.
  Следующий ряд индексов () относится к: a) базисным индексам; b) цепным индексам; c) территориальным индексам.
  Покупательная способность – это: a) выражение стоимости товара в денежных единицах; b) стоимость денег, выраженная в товарах, показывающая, сколько товаров можно купить на одну денежную единицу; c) отношение уровня цен к среднедушевому доходу населения.
  Если инфляция в стране за год составила 7%, то покупательская способность денег при условии отсутствия их номинального изменения: a) увеличится на 7%; b) уменьшиться на 7%; c) уменьшится на 6,5%

Задачи:

№1. По приведенным ниже данным рассчитайте среднюю цену 1 кг. конфет за третий квартал.

Месяц Цена за 1 кг., руб Реализовано
Июль    
Август    
Сентябрь    

Определите, как повлияло на выручку от реализации конфет в третьем квартале изменение цен, если известно, что средняя цена 1 кг. конфет во втором квартале составляла 15 руб.

№2. По приведенным ниже данным определить: 1) среднюю цену товара, 2) структуру реализации товара по видам, 3) отклонение цены каждого вида товара от среднего уровня (в руб. и в процентах).

Вид товара Цена за 1 кг, руб Выручка от реализации, руб
А 23,5  
Б 32,0  
В 18,7  

№3. Цена 1 кг. картофеля с 1 по 20 июля составляла 8 руб., с 21 по 28 июля - 7,5 руб., с 29 по 31 июля - 6 руб. Рассчитайте среднюю цену 1 кг. картофеля за июль. Какая была средняя цена картофеля в июне, если известно, что она в июле снизилась на 5 %?

№4. В сентябре было реализовано печенья "Майское" по цене 9,5 руб за 1 кг, "Шахматное" - по 10 руб. и "Дружба" - по 8 руб. Удельный вес реализованного печенья "Майское" составил 35%, "Шахматное" - 20%. Рассчитайте среднюю цену за 1 кг. печенья. (Средняя групповая цена р=р1*d1+...+pndn, где d- удельный вес каждого вида продукта в общем объеме продаж. В групповых ценах может также применяться средние арифметическая и геометрические взвешанные.)

№ 5. Имеются данные о количестве продаж и ценах 1 кг. яблок за текущий год:

Период Цена за 1 кг., руб. Товарооборот, тыс. руб. Структура товарооборота, %
1.01-15.05      
16.05-15.10      
16.10-31.12      
Итого:      

Определить 1) структуру товарооборота по выделенным периодам года %, 2) среднюю цену яблок за год.

№6. По следующим данным рассчитайте индексы цен: 1) Пааше, 2) Ласпейреса 3) Фишера. 4) Изменение товарооборота за счет роста цен. Проанализируйте полученные результаты.

Товар Базисный период Текущий период
Цена руб. Продано ед. Цена руб. Продано ед.
А        
Б        
В        

№ 7. Имеются следующие данные о продаже товаров в супермаркете:

Товар Продано Цена за 1 кг., руб.
  Предыдущий период Текущий период Предыдущий период Текущий период
Колбаса        
Ветчина        

Определите: 1) Индивидуальные индексы цен и физического объема продаж; 2) Общие индексы: а) цен, б) физического объема, в) выручки от продаж.

№8. Реализация товаров характеризуется следующими данными:

Товар Реализовано, ед. Цена, руб.
Январь Февраль Март Апрель Январь Февраль Март Апрель
А         2,3 2,3 2,5 2,6
Б         2,5 2,6 2,6 2,8
В         1,4 1,5 1,6 1,6

Вычислите базисные и цепные общие индексы с постоянными и переменными весами по этим товарам (за базу сравнения при расчете индексов с постоянными весами примите объем реализации этих товаров в январе).

№9. Рассчитайте индекс цен и сумму дополнительного вложения капитала. Данные для расчета: Планируется приобрести 10 т. товара А по цене 50 тыс. руб. за т, 20 т. товара Б по цене 60 тыс. руб. за т, 30 т. товара В по цене 100 тыс. руб. за т. Фактически в плановом периоде цены составили по товару А - 70 тыс. руб. за т., Б- 95 тыс. руб за т., В - 200 тыс. руб. за т..

№10. В отчетном периоде было продано хлопчатобумажных тканей на 2 млн. руб., шелковых - на 1,5, шерстяных на 2,5 млн. руб. Определить общий индекс цен, если известно, что цены на хлопчатобумажные ткани были снижены на 6%, на шелковые - на 12, на шерстяные - на 4%.

№ 11. Индекс потребительских цен повысился в феврале текущего года по сравнению с декабрем предыдущего года до 103,7%. Как изменилась покупательская способность денег?

№ 12. На предприятии должны были выплатить заработную плату 1 февраля, но задержали ее на три месяца. Инфляция составила в феврале 5%, в марте 6% и в апреле 7%. На сколько процентов снизилась реальная заработная плата у работающих на данном предприятии?

№ 13. Номинальные доходы населения увеличились в текущем периоде на 20%, налоги остались без изменения, а ИПЦ составил 130%. Как изменились реальные располагаемые доходы населения?

№ 14. Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составил

Январь Февраль Март Апрель Март
101,2 103,7 105,4 107,2 108,1

Рассчитайте норму инфляции за каждый месяц. Как изменилась норма инфляции в мае по сравнению с апрелем?

№ 15. Врач заключил договор с фирмой на выполнение профилактических работ в течение месяца на сумму 6000 руб., не получив плату вперед перед инфляцией, равной 30%, он "потерял" в оплате. Какова величина инфляционного налога (в % и в рублях)?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow