Понятие системы цен

Современному менеджеру необходимо хорошо знать именно конкретные, непосредственно действующие цены, которыми фактически оперируют все участники производства, реализации и потребления, поскольку конкретные экономические отношения отличаются почти бесконечным разнообразием объектов, участников и условий. То есть менеджеру в любой сфере деятельности необходимо знать особенности цен, используемых в тех или иных отраслях хозяйства, предприятиях, при тех или иных видах сделок, разбираться в системе цен, действующей в стране в современных условиях.

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном развитии под воздействием множества рыночных факторов. Система цен представляет собой единую, упорядоченную совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников отраслевых рынков всех отраслей хозяйственного комплекса страны: промышленности сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли, здравоохранения, культуры, образования.

Эта совокупность и многообразие действующих в экономике цен, состоит из отдельных подсистем и блоков, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой по «принципу сообщающихся сосудов». «Принцип сообщающихся сосудов» заключается в том, что изменение цен в одном из основных блоков системы довольно быстро передаются «по цепочке» во все другие блоки цен. А взаимосвязь и взаимозависимость базируются, во-первых, на том, что формирование цен происходит на одной методологической основе и, во-вторых, что все субъекты рынка взаимосвязаны между собой и образуют единый, хозяйственный комплекс. Так, например, цены на промышленную продукцию представлены блоками цен тяжелей, легкой и пищевой промышленности, а в свою очередь цены тяжелой промышленности включают блоки цен топливно-энергетического, машиностроительного, лесного комплексов и производства строительных материалов.

Ведущую роль в системе цен играют цены продукции базовых отраслей промышленности (нефтяной, угольной, газовой, энергетической, металлургической, машиностроительной), образуя весомую часть себестоимости цен конечных товаров. Динамика цен продукции сельского хозяйства воздействует на цены в легкой и пищевой промышленности.

В каждой из отраслей экономики цены формируются с учетом как общих подходов определения стоимости затрат, произведенных предприятиями, так и специфических особенностей расчета себестоимости продукции в той или иной отрасли.

На практике применяются следующие механизмы формирования цен:

· Маркетинговый, при котором цены формируются с учетом рыночного механизма формирования затрат, то есть в результате взаимодействия спроса и предложения. Его эконо­мическое содержание определяется необходимостью выживания в конкурентной борьбе посредством увеличения рыночной доли и массы прибыли, а также независимостью товаропроизводителей в формировании «портфеля заказов» и цен и полным отсутствием воздействий правительства на принятие решений по ценам.

· Нормативный, при котором цены формируются в рамках нормативных актов (методик, директив, законов, постановлений, распоряжений) и на основе известных нормативов себестоимос­ти и рентабельности (или параметров цен). Формирование цен при таком механизме осуществляется или нормативным, или па­раметрическим, или нормативно-параметрическим методом. Нормативный механизм предполагает преимущественно дирек­тивное регулирование, основу которого составляет планирование с учетом достигнутых предприятием результатов, при этом нормативно определяются не только издержки производства и реализации, но и желаемые размеры их снижения.

· Механизм комбинированного (смешанного) типа с различ­ной степенью преобладания маркетингового или нормативного подхода:

а) Маркетингово - нормативный механизм действует на базе маркетингового подхода с использованием нормативных элементов (с применением методов расчета цен — полных, пря­мых или предельных затрат), на базе стандартных или норматив­ных издержек производства; на базе целевой или нормативной величины прибыли. Функционирует в условиях независимости товаропроизводителей в формировании стоимостных и натуральных показателей, но предполагает вмешательство правительства в принятие решений по ценам.

б) Нормативно-маркетинговый механизм формирования цен, возникающий на базе нормативного подхода с элементами маркетингового, предусматривает ослабление функции правительственного регулирования цен и ориентацию на их либерализацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: