Э. Чемберлина

Исторически первая концепция деятельности фирмы на рынке дифференцированного продукта – модель монополистической конкуренции –была предложена Эдвардом Чемберлином. Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, при которой, обладающие рыночной властью продавцы, вследствие производства дифференцированного продукта, конкурируют на рынке за объем продаж. Такие рынки объединяют черты как конкуренции – в виде большого числа покупателей и продавцов, свободного входа и выхода фирм из отрасли, так и монополии – в виде определенного воздействия на цену товара, так что спрос на продукт каждой фирмы представляет кривую с отрицательным наклоном. То есть каждую фирму в монополистической конкуренции можно рассматривать как монополиста, но своего дифференцированного товара.

На практике в рамках монополистической конкуренции могут функционировать рынки моющих средств, кондитерских изделий, бытовой техники, продуктов питания, одежды и др. Доля фирмы на таких рынках может колебаться от 1% до 10% в течение года. Существующие фирмы имеют перед вновь входящими преимущество в форме приверженности потребителей к их продукции, вследствие чего потенциальным конкурентам для вхождения на рынок и завоевания своей рыночной доли следует произвести свой дифференцированный продукт, отличный от продукта уже имеющихся фирм и завоевывать свой потребительский сегмент. Пожалуй, это главный барьер, которые должны преодолеть потенциальные конкуренты.

Так как спрос на продукт каждой фирмы представляет кривую с отрицательным наклоном, и фирму в монополистической конкуренции можно рассматривать как монополиста, то величина наклона индивидуальной кривой спроса зависит от степени рыночной власти, порождаемой дифференциацией. Власть на рынке монополистической конкуренции можно оценить с помощью индекса Ротшильда: R= , где a - угол наклона кривой индивидуального спроса, а b- угол наклона кривой рыночного спроса продуктового класса. Если фирма не обладает рыночной властью и ее продукция не отличается от конкурентов, то ее индивидуальный спрос не отличается от совокупного спроса и R=1. Чем больше рыночная власть фирмы, тем больше индивидуальный спрос отклоняется от рыночного, а так как индивидуальный спрос всегда более эластичен, то и значение индекса Ротшильда также будет стремиться к 0, R®0.

Р,С Р,С

MC

АС

PMк AC РМК

АС

K D K D

qMK qMK qCК

а) б)

Рис. 5.1Модель поведения фирмы - монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах

В краткосрочном периоде фирма - монополистический конкурент ведет себя как монополист своего дифференцированного товара, производя qMK по цене PMK, определяемых с помощью точки Курно из равенства максимизации прибыли MR=MC (Рис.5.1.а)). При этом скорее всего фирма получает монопольную экономическую прибыль, заштрихованная область (Рис.5.1.а)), если РMK>АС. Но состояние положительной экономической прибыли краткосрочно, так как экономическая прибыль привлекает в данную отрасль потенциальных конкурентов в силу преодолимых входных барьеров. То есть, как только потенциальные конкуренты смогут производить дифференцированный товар, способный переманить потребителей, они войдут на рынок. Кроме того, сама фирма будет стремиться увеличивать выпуск и завоевывать все большую рыночную долю.

Данные процессы приводят к увеличению предложения отрасли, сокращению цены, но самое главное, к сокращению индивидуального спроса рассматриваемой фирмы. В результате вдолгосрочном периоделинии индивидуального спроса фирмы и предельного дохода MR сместятся вниз, рыночная доля фирмы сократиться, что приведет к сокращению экономической прибыли. Долгосрочное равновесие на рынке монополистического конкурента схоже с равновесием на совершенном рынке в том, что фирмы получают нормальную прибыль и цена на товар фирмы равна средним издержкам Р=АС.

Но, заметим, что в долгосрочном периоде продукция не будет производиться с минимальными средними издержками (min АС) (Рис 5.1.б)). Из-за отрицательного наклона линия D касается кривой LAC слева от min LAC. Разницу между выпуском фирмы, минимизирующим средние издержки и выпуском в долгосрочном периоде (qCК-qMK) рассматривают как избыточную мощность, являющуюся показателем аллокативной неэффективности.

Следовательно, в состоянии долгосрочного равновесия монополистически конкуренты работают не только с аллокативной неэффективностью, но и с X- неэффективностью, что влечет за собой потребление потребителями меньшего объема дифференцированных благ по более дорогим ценам. Заштрихованная площадь на рис. 5.8.б) является платой потребителей за разнообразие и приверженность продукции данной фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: