Ценовая дискриминация третьей степени

Если фирма не может установить предельную ценность каждой единицы товара для каждого потребителя, то тогда она проводит ценовую дискриминацию третьей степени.

Ценовая дискриминация третьей степени – это ценовая политика, при которой происходит разделение покупателей на группы с одинаковой предельной ценностью товара, и фирма устанавливает различные цены для групп потребителей с различными функциями спроса, осуществляя сегментацию рынка исходя из различных ценовых предпочтений потребителей. Задачей менеджмента фирмы является установление таких цен на каждом сегменте рынка, которые будут приводить к максимизации общей прибыли фирмы. Выделяют

· зональную дискриминацию по времени и месту, проявляющуюся в форме различных по величине гостиничных тарифов в сезон и вне сезона, различных цен на междугородный транспорт в дни праздников и каникул и др.;

· дискриминацию в зависимости от статуса (домашнее хозяйство и фирма, или пенсионер, студент, учащийся и просто гражданин, или гражданин и иностранец), проявляющуюся на практике в форме различной стоимости проезда в общественном транспорте, в форме различных цен на билеты в музеи для граждан страны и иностранцев, для пенсионеров, студентов, детей, в форме различных цен на подписку специализированных журналов для индивидуальных подписчиков и для организаций, в форме различных тарифов за газ, воду, электроэнергию для домашних хозяйств и фирм;

· дискриминацию по отношению к информированным и не информированным потребителям;

· ценовую дисперсию, имеющую форму дополнительной платы за избежание всевозможных неудобств, траты дополнительного времени за ожидание.

Если предположить, что фирма выделила два сегмента рынка потребителей с различными ценовыми предпочтениями и назначает цену Р1 и Р2 на них, тогда объемы продаж на данных рынках будут соответственно: Q1=Q1(P1) и Q2=Q2(P2). Тогда совокупная прибыль фирмы будет равна:

;

Исходя из условия максимизации общей прибыли фирмы, объемы выпуска на каждом сегменте рынка будут определяться из условия: MR1=MR2=MC. Тогда, исходя из связи предельного дохода, цены и показателя эластичности спроса по цене, можно записать равенства:

, .

Тогда, исходя из условия максимизации общей прибыли фирмы:

, или .

Условием максимизации общей прибыли фирмы на всех сегментах рынка является: MR1= MR2 =... = MRS = MC, то есть предельный доход на каждом рынке одинаков равен общему предельному доходу фирмы и предельным затратам на весь объем выпуска.

q1
q2

Рис. 8.3. Ценовая дискриминация третьей степени.

Таким образом, можно сделать вывод, что при одинаковой эластичности спроса ценовая дискриминация будет отсутствовать и цены, устанавливаемые на различных сегментах рынка будут одинаковы Р12. Если же, эластичность спроса на различных сегментах рынка различная, то на сегменте, где эластичность больше, цена будет ниже, и наоборот. То есть, потребителям с эластичным спросом ценовая дискриминация будет приносить выгоду, в отличие от потребителей, у которых спрос на товар или услугу неэластичен.

Вопросы для обсуждения:

1. Объясните механизм перевода излишка потребителя в прибыль фирмы при ценовой дискриминации.

2. Почему необходимы ряд условий для осуществления ценовой дискриминации фирмой?

3. В чем различия ценовой дискриминации первой и второй степени?

4. Как вы считаете, могут ли возникнуть ситуации, когда покупателям будет невыгодно приобретать товар со скидкой? Если да, то какие факторы влияют на их выбор при покупке?

5. Объясните, как влияет соотношение потребителей в различных группах спроса на прибыль фирмы при установлении двухчастного тарифа в ценовой дискриминации второй степени?

Тест:

1. Совершенная ценовая дискриминация имеет место в том случае, когда: a) на все единицы одного товара устанавливается своя цена, равная цене предложения; b) на каждую единицу одного товара устанавливается своя цена таким образом, что излишек полностью остается у покупателей; c) на каждую единицу товара устанавливается своя цена, равная цене спроса и весь излишек изымается монополистом;
2. Целью ценовой дискриминации является: a) снижение уровня благосостояния потребителей; b) перевода излишка потребителя в прибыль фирмы; c) уменьшение количества конкурентов.
3. Монополия, осуществляющая ценовую дискриминацию, является общественно эффективной, если: a) это ценовая дискриминация первой и второй степени; b) это ценовая дискриминация третьей степени; c) все перечисленное неверно.
4. Монополист максимизирует прибыль в коротком периоде, зная лишь, что эластичность спроса по цене на его продукт составляет -2 и что AVC неизменны и равны 3. Тогда он назначает цену, равную: a) 3; b) 6; c) 12.
5. При совершенной дискриминации фирма будет продавать товар до тех пор, пока единица товара, проданная дополнительному потребителю, не принесет цену: a) равную предельным издержкам его производства; b) равную минимальным средним издержкам его производства; c) равную минимальным средним переменным издержкам его производства.
6. Схема ценообразования, когда для получения права покупать продукт по цене, соответствующей цене совершенного конкурента, потребитель должен уплатить фиксированную надбавку является: a) линейной схемой; b) аффинной (нелинейной) схемой; c) схемой p*q.
7. Скидки, формирующиеся за счет прибыли, являются: a) плановыми; b) «замаскированными»; c) тактическими.
8. Простые скидки: a) призваны поощрять покупателей к приобретению как можно больших по объему партий товаров в разовую закупку; b) предполагают снижение цены в случае превышения суммарной величины закупок на протяжении определенного периода; c) представляют собой скидки за объем закупки сверх порогового значения.
9. С ростом эластичности спроса по цене ступенчатая скидка: a) уменьшается; b) растет; c) скидка не зависит от показателя эластичности.
10. Если затраты на хранение заблаговременно приобретенного товара до начала сезона растут, то сезонные скидки производитель должен: a) уменьшать; b) не изменять; c) увеличивать.
11. Продавцу следует подбирать величину скидки за ускорение оплаты так, чтобы соответствующая ей реальная годовая ставка процента была существенно: a) выше, чем фактическая ставка по банковскому кредиту на пополнение оборотного капитала; b) ниже, чем фактическая ставка по банковскому кредиту на пополнение оборотного капитала; c) равна, чем фактическая ставка по банковскому кредиту на пополнение оборотного капитала.
12. На сегменте с большей эластичностью при ценовой дискриминации третей степени, цена будет: a) выше цены на сегменте с меньшей эластичностью; b) ниже цены на сегменте с меньшей эластичностью; c) равная цене на сегменте с меньшей эластичностью.,
13. Каким потребителям ценовая дискриминация третей степени будет приносить выгоду: a) никакой группе потребителей; b) потребителям с неэластичным спросом; c) потребителям с эластичным спросом.
14. Если при ценовой дискриминации третей степени Р1>P2, тогда для данных рынков справедливо: a) MR1>MR2; b) MR1<MR2; MR1=MR2.

Задачи:

№1. Функция общих затрат монополии имеет вид ТС=60+20Q. Известно, что фирма осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени. Функции спроса на двух сегментах рынка имеют вид P1=60-Q1; P2=50-Q2. Определите цены и объем продаж на каждом сегменте.

№2. Торговая компания «Сатурн» продает футболки на «Сенном» и «Крытом» рынках. Эластичности спроса по цене соответственно равны -5 и -8. Торговой компании удается успешно разделить эти рынки и препятствовать перепродаже купленных на другом рынке футболок. Какую цену должна назначить компания на футболки, на Сенном рынке, если цена футболки в крытом рынке равна 100 ден. ед.?

№3.

На рынке авиаперевозок господствует единая компания. Известно, что предельные издержки одного рейса составляют 40 долл. На рынке есть два вида пассажиров: богатые бизнесмены и бедные студенты. Спрос каждого типа потребителей равен:

Цена                
Спрос бизнесменов                
Спрос студентов                

Какая цена была бы, если бы компания решила назначить одну цену на билет? Какие цены назначила бы компания при ценовой дискриминации?

№ 4.Даны: функция затрат предприятия монополиста ТС= 30+20Q; функция спроса на продукцию монополиста на двух рынках: Р1=40-20*Q1, Р2= 80-10*Q2. Определите объем продаж и цены на каждом из двух рынков, максимизирующие прибыль монополии.

№5. Супермаркет предполагает эмитировать купоны, представляющие право приобретать сковороды со скидкой. Розничная цена сковороды составляет 100 ед. Коэффициент ценовой эластичности спроса для покупателей, не использующих купонную систему, составляет -1,82, а для покупателей, использующих купонную систему, он равен -2,5. Какую скидку целесообразно предоставить предъявителям купона?

№6. На рынке имеются две группы потребителей, функции спроса которых имеют вид: Р1=10-Q1, Р2= 2-Q2. Всего на рынке 1000 потребителей, причем 500 из них принадлежит к первой группе и 500 ко второй. Средние издержки товара для продавца постоянны и равны 1. Какая схема двухчастного тарифа принесет фирме большую прибыль?

№7. На рынке имеются две группы потребителей, функции спроса которых имеют вид: Q1=20-P1, Q2= 20-2P2. Всего на рынке 1000 потребителей, причем 500 из них принадлежит к первой группе и 500 ко второй. Средние издержки товара для продавца постоянны и равны 2.. Определите объем продаж фирмы, сумму ее прибыли и излишек потребителя:

a) Если фирма осуществляет ценовую дискриминацию первого типа;

b) Если фирма осуществляет ценовую дискриминацию второго типа, используя разные схемы двухчастного тарифа;

c) Если фирма осуществляет ценовую дискриминацию третьего типа;

d) Если фирма вообще не проводит ценовой дискриминации.

№8. Маркетинговый отдел фирмы провел исследования и установил число покупателей, готовых покупать товар по разным ценам и в разном количестве (в день). Данные выглядят следующим образом.

  1 шт. 2шт. 3шт. 4шт. 5шт. 6шт.
10 руб.            
12 руб.            
14 руб.            
16 руб.            

Товар закупается на оптовом рынке по 8 руб. за штуку. Определите максимизирующую прибыль схему ценообразования:

a) При единой цене (линейном ценообразовании);

b) При ценовой дискриминации (нелинейном ценообразовании).

Вопросы для дополнительного самостоятельного изучения:

1. Практика применения совершенной ценовой дискриминации. Ценовые стратегии современных клубов.

2. Практика применения ценовой дискриминации второй степени.

3. Практика применения ценовой дискриминации третей степени.

4. Связные продажи как форма проявления экономической власти фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: