Классификация слияний и поглощений

В современном корпоративном менеджменте можно выделить множество разнообразных типов слияний и поглощений компаний. К наиболее важным признакам классификации этих процессов относится: характер интеграции компаний, национальная принадлежность объединяемых компаний, отношение компаний к слияниям, способ объединения потенциала, условия слияния, механизм слияния. Остановимся на наиболее часто встречающихся видах слияния компаний.

1. По характеру интеграции:

· Горизонтальные слияния – объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства. Горизонтальные слияния происходят в том случае, когда обе фирмы действуют на одном и том же продуктовом рынке.

· Вертикальные слияния – объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта. Выделяют обратную интеграцию и интеграцию вперед. Если при вертикальном слиянии компания расширяет свою деятельность на предыдущие производственные стадии до источников сырья, приобретая фирму – поставщика, то наблюдается обратная вертикальная интеграция. И фирмы, стоящие ближе к производству сырьевых материалов находятся в «апстриме». Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний. Если интеграция направлена на последующие стадии, и компания приобретает фирму – покупателя, находящуюся ближе к рынку, то данная вертикальная интеграция называется интеграцией вперед, а фирмы, которые находятся ближе к конечному потребителю, называются находящимися в «даунстриме». Например, слияния производственных фирм и торговых центров.

· Родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования.

· Конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, то есть это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в подобных объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе. В свою очередь можно выделить три разновидности конгломератных слияний:

a) Слияния с расширением продуктовой линии (product line extension mergers), то есть соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи. В качестве примера можно привести приобретение компанией Procter & Gamble, ведущим производителем моющих средств, фирмы Clorox – производителя отбеливающих веществ для белья.

b) Слияния с расширением рынка (market extension mergers), то есть приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались.

c) Чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.

2. В зависимости от национальной принадлежности:

· Национальные слияния – объединение компаний, находящихся в рамках одного государства.

· Транснациональные слияния – слияния компаний, находящихся в разных странах (transnational merger), приобретение компаний в других странах (cross-border acquisition).

3. В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию:

· Дружественные слияния – слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку.

· Враждебные слияния – слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании - мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целевой компании с целью ее поглощения.

4. В зависимости от способа объединения потенциала:

· Корпоративные альянсы – это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении. В остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия.

· Корпорации – этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.

В свою очередь, в зависимости от того, какой потенциал в ходе слияния объединяется, можно выделить:

a) производственные слияния – это слияния, при которых объединяются производственные мощности двух или нескольких компаний с целью получения синергетического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;

b) чисто финансовые слияния – это слияния, при которых объединившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место централизация финансовой политики, способствующая усилению позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: