Официальная церковь активно выступила против революционного движения. Представители духовенства нередко возглавляли местные отделения черносотенцев. Однако священники не смогли оправдать надежд, которые возлагало на них правительство. В связи с этим был поставлен вопрос о перестройке церковного управления: восстановлении патриаршества. Но эта идея не была реализована.
Предоставление Манифестом 17 октября 1905 г. свободы совести стимулировало процесс секуляризации. Однако церковь по-прежнему не была отделена от государства, а школа – от церкви. Поэтому процесс секуляризации шел не "сверху", а "снизу", и представлял собой тенденции эмансипации общественного сознания от влияния религии.
В то же время этот манифест облегчил положение неправославных конфессий, особенно старообрядцев. Это способствовало усилению проправительственных настроений внутри этих организаций. Но после поражения революции правительство аннулировало и те немногие льготы, которые были предоставлены представителям неправославных религий.Это было частью общей линии властей на усиление русификаторской политики и стремлением ослабить национально-демократическое движение на окраинах России.
|
|
После 1907 г. было предпринято дальнейшее строительство церквей и монастырей, особенно в Сибири. Активно развернулся процесс канонизации местных святых. В этот же период были предприняты попытки православного духовенства создать свою клерикальную партию. В этом проявилось стремление клерикальных верхов усилить свое влияние в политической жизни.
Изменение образа жизни населения, связанное с развитием индустриализации, и революционные потрясения способствовали дальнейшему падению религиозности русского общества.
Клерикальные верхи активно поддержали начавшуюся мировую войну. В официальных церковных заявлениях говорилось: «Уцелевшие в войне выйдут обновленными, нравственно очищенными, и вся нация переродится». Открытая поддержка все менее популярной в народе войны и открытая антиреволюционная позиция православных иерархов вели к падению влияния церкви в российском обществе, особенно среди рабочих.