Положение церкви. Классовый подход в построении советского государства, сохранявшийся в начале 20-х годов в условиях нэповской политики

Классовый подход в построении советского государства, сохранявшийся в начале 20-х годов в условиях нэповской политики, предопределил яростную и нетерпимую антирелигиозную борьбу большевиков. Большая часть населения страны, особенно старшие поколения, оставалась верующей. Поэтому борьба с религией представляла собой своеобразную "битву за умы": Хотя большевики частично преуспели в своей агитации среди молодежи, сломить пассивное сопротивление церкви им не удавалось. Воинствующее, зачастую безграмотное безбожие, насаждаемое административными мерами, не имело особых шансов на успех. В начале 1920-х годов внутри православной церкви усилилось так называемое обновленческое движение, которое само по себе выходило к либеральным и христианско-социалистическим идеям начала ХХ века и противостояло официальной церковной политике. Это движение было активно использовано партийными и политическими органами для раскола церкви. Обновленцы созвали церковный Собор с целью низложения патриарха Тихона. Признанием Советской власти в середине 1923 г. и прекращением “анафематствования” коммунистов Патриарх выбил почву из-под ног своих оппонентов. Тем не менее, крайне враждебное отношение к религии и гонения на церковь со стороны власти продолжали усиливаться.

Священнослужители по-прежнему были для советского государства "классовыми врагами" и стали жертвами репрессий. В пользу государства у церкви конфисковывались драгоценности. Государство активно поддерживало антирелигиозную пропаганду и издание атеистической литературы ("Атеист"; "Безбожник"; "Антирелигиозник"). На смену традиционной Пасхе введена коммунистическая пасха, для пропаганды науки и разума проводятся парады и карнавалы во время религиозных праздников.

С середины 20-х годов в СССР была развернута безудержная антирелигиозная пропаганда. Массовая добровольная организация "Союз воинствующих безбожников" (Е.Ярославский) развернула жесткую компанию против церкви и священнослужителей. В крупнейших храмах СССР – Исаакиевском соборе в Ленинграде и Страстном монастыре в Москве – были созданы музеи атеизма. Большинство культовых сооружений, предоставлявших к тому же огромную историко-художественную ценность, были закрыты и разграблены.

В 1925 г. после смерти Патриарха Тихона выборы нового Патриарха не состоялись. Его обязанности взял на себя митрополит Петр (в 1926 г. выслан в Сибирь), а затем Сергий, призвавший в июне 1927 г. к подчинению законной власти России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: