Культура

В первой половине 1990-х гг. в среде деятелей искусства продолжался раскол по политической ориентации. Немало представителей культуры, исповедующих либеральные ценности, поддерживали политику Ельцина. Их оппоненты, придерживающиеся национал-патриотических взглядов, выступали на стороне оппозиции. По этому признаку раскололись творческие организации и союзы. Например, писательский союз разделился на Союз писателей России (с патриотической ориентацией) и Союз российских писателей (с либеральной ориентацией).

Самым негативным образом на культурной жизни сказалось резкое сокращение государственного финансирования: рынок заставил всех зарабатывать деньги, искать меценатов и спонсоров, заниматься сбытом своей продукции. Сократился выпуск книг, меньше стало сниматься фильмов, а их место заняла хлынувшая из-за границы низкопробная продукция.

С другой стороны, перед деятелями культуры открылась полная свобода творчества, цензура практически бездействовала. В литературе 1990-х гг. появились новые герои стремительно меняющегося общества: “новые русские”, беженцы, безработные, бомжи, преступники. Усилилась тоска по патриархальной России в творчестве В. Распутина. Вновь обратился к теме войны В. Астафьев. В романе “Прокляты и убиты” он отразил страдания и ожесточение рядовых участников войны.

В ряду литературных стилей и течений на первые позиции вышел постмодернизм, воплощающий духовный кризис и пессимистическое восприятие мира и человека. Заявили о себе такие писатели-постмодернисты, как В.Пелевин, В.Сорокин, Ю.Буйда, В.Пьецух, Т.Толстая, Л.Петрушевская и др.

Кризис переживал в 1990-х гг. и российский кинематограф. Сладость “запретного плода” толкнула многих режиссеров в сторону криминальной тематики и эротики. Вместе с тем, в эти годы были созданы глубокие и яркие фильмы, вызвавшие большой общественный резонанс: “Утомленные солнцем” и “Сибирский цирюльник” Н.Михалкова, “Кавказский пленник” С.Бодрова-старшего, “Брат” и “Брат-2” А.Балабанова, “Ширли-мырли” В.Меньшова и др. В стране вновь стали проходить кинофестивали: Международный Московский, “Кинотавр” в Сочи, фестивали в Петербурге и Выборге. Широкое распространение получили отечественные телесериалы.

В изобразительном искусстве на смену социальной проблематике пришли пейзажи, натюрморты, портреты. В Россию привезли свои работы вынужденно эмигрировавшие Э.Неизвестный и М.Шемякин. В столице были установлены памятники Г.К.Жукову и Николаю II, на Поклонной горе был возведен Мемориальный комплекс работы скульптора З.Церетели.

Сложные, противоречивые процессы в эти годы происходили в сфере науки и образования. Самой серьезной проблемой стала скудость финансирования. В 2000 г. учреждения образования получили около 40% средств от уровня 1991 г. Появились платные формы образования, распространялось репетиторство, что нарушает принципы равных стартовых возможностей для молодежи.

Одновременно почти в 2 раза выросло число вузов. Примерно половина из них являются негосударственными, работающими на коммерческой основе. Общее число студентов в них по сравнению с 1991 увеличилось на 40%. Кардинально изменились возможности получения образования за рубежом, учебных стажировок в странах Запада. Несколько упал престиж инженерных специальностей, естественно-технического образования и большую популярность приобрели профессии, востребованные в новых рыночных условиях: финансист, менеджер, экономист, юрист.

В настоящее время в России реализуется идея модернизации всей системы образования. Идет разработка единых стандартов по каждому предмету. Осуществляется переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Немало проблем существует в сфере академической науки, где остро сказывается имевшая место в 1990-е гг. “утечка мозгов”, то есть эмиграция ученых. Плохо обстоят дела с материально-технической базой, информационным обеспечением. Кроме того, исчезновение цензуры привело к широкому распространению псевдо- и лженаучных теорий (астрология, “новая хронология” и др.)

Тем не менее ситуация в научной сфере улучшается, что связана с приоритетным финансированием науки, включенной, наряду с образованием, в число национальных проектов. Совместно с США Россия финансирует и ведет работу на Международной космической станции (МКС). Признанием достижений российской науки явилось присуждение Нобелевской премии по физике Ж.И.Алферову (2000 г.), А.А.Абрикосову и В.Л.Гинзбургу (2003 г.)

Таким образом, отечественная культура и наука развиваются достаточно противоречиво. Серьезные трудности сочетаются с плодотворными переменами. Сегодня перспективы культурного и научного развития зависят от успеха политических, экономических и социальных реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: