double arrow

Перечень условных обозначений

Если в дипломной работе используются специфическая терминология, малораспространенные сокращения, аббревиатуры, условные обозначения и тому подобное, их объединяют в перечень условных обозначений и сокращений, помещаемый перед введением.

Категорически не допускается при сокращении наименования Республики Беларусь применение аббревиатуры «РБ». Допускается сокращенное использование наименования – «Беларусь».

Не допускается также сокращение официальных наименований государственных органов в виде аббревиатуры из начальных букв (например: НС - Национальное собрание и т.д.).

Общеупотребляемыми сокращениями являются следующие:

- ГК Республики Беларусь - Гражданский кодекс Республики Беларусь (или применение аббревиатуры других законов - например: УК- Уголовный кодекс и др.). Использование аббревиатуры допускается только после того, как в тексте будет дана расшифровка названия с указанием на использование в дальнейшем аббревиатуры. Например: Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее УК Республики Беларусь)…;

- абз. – абзац (при указании номера абзаца в пункте нормативного акта);

- п. – пункт (при указании номера пункта нормативного акта);

- с. – страница (при указании номера страниц в библиографическом описании литературного источника);

- ст. – статья (при ссылке и указании номера статьи нормативного правового акта);

- ч. – часть (при указании на номер части статьи нормативного правового акта).

«Перечень» располагают столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят обозначения, символы и термины, а справа - их детальную расшифровку.

Ссылки. При выполнении дипломной работы следует давать ссылки на нормативные правовые акты, научную и специальную литературу и другие источники. Такие сведения дают возможность проверить достоверность информации, на которую дается ссылка в работе.

При ссылке на источник после упоминания о нем в тексте дипломной работы проставляются в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников и указывается номер страницы, на которой помещается используемая информация. Например: [2, с.10], где 2 – второй номер источника в списке использованных источников, а с. 10 – страница десятая второго источника.

При ссылке на нормативные правовые акты вместо страницы указывается соответствующая статья или пункт данного акта. Например: [1, ст. 15], где 1 - порядковый номер нормативного акта в списке использованных источников, а ст. 15- пятнадцатая статья первого источника.

Ссылаться необходимо на новейшие публикаций. На более ранние издания можно ссылаться только в тех случаях, когда в них есть нужный материал, не включенный в последние издания.

Список использованных источников должен содержать перечень источников, использованных при написании дипломной работы, на которые имеются соответствующие ссылки в тексте.

Необходимо применять следующий способ группировки источников. После того, как будет указано на список использованных источников, вначале, под номером Ι (римское один) и заголовком «Нормативные правовые акты» перечисляются использованные при выполнении дипломной работы нормативные правовые акты. Перечень нормативных правовых актов должен быть составлен с учетом как иерархического, так и хронологического критериев.

Иерархический критерий составления предполагает группировку нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы. При решении вопроса об юридической силе того или иного нормативного правового акта необходимо учитывать положения статей 2, 3 и 10 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 361-З (с последующими изменениями и дополнениями) «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Необходимо также учитывать, что в соответствии со ст.8 Конституции Республики Беларусь и ст. 20 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 361-З (с последующими изменениями и дополнениями) «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства Республики Беларусь.

Таким образом иерархия нормативных правовых актов в Республике Беларусь по юридической силе выглядит следующим образом:

1. Конституция Республики Беларусь (в том числе и конституционные законы, например, акты толкования Конституции);

2. международные договоры, действующие на территории республики Беларусь;

3. законы, декреты и указы Президента (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы. Аналогичное правило должно действовать и по отношению к программным законам, а также закону о бюджете. Они также должны стоять над всеми иными законами);

4. указы Президента, изданные на основе закона;

5. постановления Правительства;

6. нормативные акты министерств и ведомств.

7. нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий вышестоящими органами.

Хронологический критерий предполагает расположение нормативно-правовых актов определенного вида (например, имеющихся в дипломной работе нескольких использованных законов) по дате их принятия - от более поздней к более ранней.

После указания всех использованных нормативно-правовых актов под номером ΙΙ (римское два) и заголовком «Литература» оформляются литературные источники. Их нумерация является продолжением нумерации списка нормативно-правовых актов, т.е. применяется сквозная нумерация списка использованных источников. При расположении литературных источников применяется алфавитный способ, т.е. библиографические записи даются в алфавитном порядке фамилии авторов или заглавий работ, если автор не указан.

В список литературных источников вносятся также источники, на которые студент ссылается в дипломной работе. Это могут быть тезисы докладов и материалы конференций, статьи из собрания сочинений, составные части газет, журналов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: