Для выражения мысли используются слова, связанные друг с другом по определенным грамматическим законам, специфическим для каждого из языков. Слова образуют предложение, функции которого одинаковы и в русском и в казахском языках.
Так, в русском языке предложение определяется как грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.
И в казахском языке предложение представляет собой целостную единицу речи, оформленную по законам грамматики языка и выражающую относительно законченную мысль, приказание и т.п.
Таким образом, и в казахском, и в русском языках предложение является основной единицей речи, при помощи которой люди сообщают друг другу свои мысли, выражают свои эмоции и побуждения…
(Н.Х.Демисинова. Сопоставительная грамматика русского и казахского языка (Синтаксис).
Задания к тексту:
1. Прочитать текст. Объяснить значение новых, незнакомых слов.
2. Выделить ключевые слова, сформулировать основную мысль.
|
|
3. Составить простой план текста.
4. Сформулировать вопросительные предложения по тексту.
5. Разделите текст на абзацы (каждая группа студентов работает с одним из абзацев), приводя примеры, увеличьте объем и количество информации.
6. Укажите предложение, выполняющее функцию обобщения текста. Докажите.
7. Составить текст «Научный стиль» из данных предложений, учитывая прогрессию текста.
Задача научного стиля – доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация, систематизированное изложение научных проблем.
Научное изложение рассчитано на логическое, а не эмоциональное восприятие.
Научный стиль – понятие широкое.
Следует отметить, что научный стиль характеризуется, прежде всего, насыщенностью фактическим материалом, точной и сжатой информацией.
Он используется в сфере науки и техники.
К научной литературе относятся монографии, статьи в научных журналах, научно-справочная, справочно-энциклопедическая, учебная литература, научно- техническая информация, например, аннотация, реферат.
Содержанием научного сообщения является описание фактов, явлений действительности, их изучение и объяснение.
8. Используя слова-сигналы обобщения, составьте предложение-обобщение к полученному тексту.
9. Составьте текст сказки «Умные спорщики» из предложенных отрывков:
а) Собрались трое спорщиков. Один и говорит:
б) «Эх вы, глупые спорщики, - сказал четвертый. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить-то. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!»
в) Третий посмеялся и сказал:
г) «Ну, что это за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу!»
|
|
д) «В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?»
е) «Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось».
ж) «В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. И у него что-то осталось».
10. Какова прогрессия текста: с однонаправленным или разнонаправленным данным? Докажите.
11. Подчеркните местоимения, определите разряд и падеж.
Глоссарий:
Прогрессия - увеличение объема.
Сопоставление – обсуждение, сравнение кого-либо или чего-либо для получения какого-нибудь вывода.
Грамматика – раздел языкознания – наука об образовании и изменении слов, о соединении слов и о построении предложений.
Специфический – особенный, отличительный, свойственный только данному предмету.
Побуждение – желание, намерение действовать.
Контрольные вопросы:
1. Что такое прогрессия текста?
2. Какое предложение в тексте выполняет функцию обеспечения прогрессии текста?
3.Что такое микротема текста?
4.Как может развиваться информация текста?
5.От чего зависит развитие информации текста?
6.В каком случае информация текста развивается в одном направлении?
7.Как развивается информация текста, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, один смысловой центр (только одно данное)?
8.Для чего необходимы знания о разнонаправленном данном текста?
9.Какое данное текста называется разнонаправленным?
10.Как развивается информация текста при разнонаправленном данном текста?
11.Каково значение предложения с разнонаправленным данным?
12. Что показывает модель предложения с разнонаправленным данным в обобщенном виде?
13. Какое предложение выполняет функцию обобщения текста (ФОТ)?
14.Какие слова-сигналы обобщения содержатся в функции обобщения текста?
15.В какой части текста расположено предложение, выполняющее функцию обобщения текста?