Текст 1. Речевой штамп – стилистически окрашенное речевое средство, за счет высокой употребительности превратившееся в ходовую универсальную единицу

Речевой штамп – стилистически окрашенное речевое средство, за счет высокой употребительности превратившееся в ходовую универсальную единицу, что вызывает ее отторжение адресатами.

Речевой штамп аналогичен клише, или речевым стандартам в плане устойчивости, регулярной воспроизводимости, автоматизма использования, и противопоставлен клише в плане оценочности. Термином речевой штамп обозначается некоторое количество стилистически окрашенных средств, прошедших определенный путь в употреблении и критически оцененных общественным сознанием как далее непригодные.

Основная сфера, в которой рождаются и меняются речевые штампы, - это язык средств массовой информации. Широкая доступность и условия производства газетной и другой периодики подталкивают авторов к использованию готовых блоков, в том числе выразительных. Однако, если нейтральные, нейтрально-разговорные, нейтрально-книжные речевые обороты без ущерба выдерживают многократное повторение, образные обороты или обладающие выразительностью «речевые цитаты» из других стилей «стираются», «линяют», становятся собственной противоположностью в мире выразительных средств.

Не в каждом публицистическом жанре могут быть речевые штампы. Так, в жанре политического призыва, лозунга штампов быть не может.

Что же касается таких жанров публицистики, как очерк, лирико-публицистическая статья, репортаж, фельетон, то в них индивидуально-авторское начало должно проявляться так же широко, как в произведениях художественной литературы. Если это условие не соблюдается, то штампы неизбежны.

В культуре речи наличие речевых штампов свидетельствует о бедности языкового выражения мысли. Художественной речи штампованность полностью противопоказана.

Разновидностью штампов являются универсальные слова, которые употребляются в самых общих и неопределенных значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т.д. Обычно универсальные слова сопровождаются трафаретными привесками, словами-спутниками или парными словами: работа – повседневная, уровень – высокий, поддержка – горячая.

В отличие от штампов, клише – речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта, - являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое употребление, сохраняют свою семантику.

Клише используют в официально-деловых документах (встреча на высшем уровне); в научной литературе (требуется доказать); в публицистике (наш собственный корреспондент сообщает из); в разных ситуациях разговорно-бытовой речи (Здравствуйте!Кто последний?).

Задания к тексту:

1.Привести примеры слов-паразитов в речи студентов.

Слова-паразиты – разновидность лексико-стилистических ошибок, которая заключается в употреблении слов и словосочетаний, не несущих в тексте смысловой нагрузки и засоряющих речь, например: типа, так сказать, это, как его, как бы, так, на самом деле, значит, вот, все такое, понимаешь и т.п.

Большинство этих слов имеют в правильно организованном контексте, как правило, модальное значение, но употребленные в неудачно сконструированной фразе они становятся преградой для точного понимания смысла сказанного, иногда могут быть причиной комизма или полностью менять смысл фразы: Они, так сказать, собрались, так сказать, посовещаться, но договориться, так сказать, не смогли. Мы как бы умные люди

Слова-паразиты служат своеобразным заполнением пауз во время обдумывания очередной фразы в условиях спонтанной речи, что, однако, является речевым недочетом.

Среди слов-паразитов выделяется группа слов, имеющих жаргонное, арготическое или просторечное происхождение: в натуре, блин, прикинь и т.п. Использование этих слов в речи нарушает ее стилистическое единообразие, что является отклонением от нормы.

2. Выявить словесный сорняк в высказываниях.

1. Иду, понимаешь, вчера вечером по улице, понимаешь, встречаю, как его, своего приятеля, это самое, с которым не виделся, в общем, лет десять, так сказать …

2. У нас не наблюдается еще должного размаха борьбы за подготовку к новому учебному году.

3. Определить ошибки, исправить предложения.

1.Новое вещество является естественным, так как оно создано из смолы камфарного дерева. 2. В этом отделе находятся научные монографии по физике, математике, юриспруденции. 3. Как только актер появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис. 4. Издавать они стали мало и плохо, толстые журналы полетели быстренько в трубу. 5.Он знает много интересного и очень понятливо рассказывает. 6. К такой мебели подходит только натюрморт одежды. 7. Здесь человека берут в такой оборот, что он поет прощальную лебединую песню.

4. Объяснить значения публицистических штампов.

Найти горячий отклик в сердцах; труженики полей, морей, целины, сельского хозяйства; люди в белых халатах, серых шинелях; вести поиск; шахматная корона; шахматный король; спортивные баталии; рыцари льда; страж ворот; белое золото, черное золотое; город на Неве; страна восходящего солнца, страна тысячи озер.

5. Найти канцеляризмы, исправить предложения.

1. Ввиду отсутствия дисциплины группа не пошла в театр. 2. Всем студентам надлежит знать об изменениях в расписании занятий. 3. Вышеупомянутые студенты не пришли на занятия. 4. Необходимо довести до сведения всех студентов о проведении общего собрания. 5. На собрании остро стоял вопрос об успеваемости первокурсников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: