Цель: закрепить знания о типах эмбрионального развития, развивать умение сравнивать и обобщать.
Оборудование: коллекции насекомых, дидактические карточки с изображениями животных с различными типами развития.
Теоретическая часть
Постэмбриональное (послезародышевое) развитие может быть прямым или непрямым и сопровождаться полным или неполным превращением. При прямом развитии из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но в нем заложены все основные органы, свойственные взрослому животному (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Дальнейшее развитие сводится в основном к росту и половому созреванию. При непрямом развитии из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного. Если личинка имеет органы, исчезающие у взрослого животного, такое развитие называют непрямым с превращением ( земноводные, насекомые). Например, хвост и жабры есть у головастика, но отсутствуют у взрослой лягушки. Превращение может быть полным и неполным.
Ход работы:
1.Определите тип развития предложенных животных. Запишите названия и типы развития (прямое, непрямое с полным превращением, непрямое с неполным превращением). 11
2.Сравните строение и образ жизни майского жука на стадии личинки и взрослого насекомого. Заполните таблицу:
Признаки для сравнения | Личинка | Взрослый жук |
Место обитания | ||
Питание | ||
Строение тела: -форма тела -отделы -окраска -органы чувств |
3.Сравните строение и образ жизни головастика и взрослой лягушки. Заполните таблицу:
Признаки сравнения | Головастик | Лягушка |
Среда обитания | ||
Питание | ||
Органы дыхания | ||
Отделы тела | ||
Окраска |
4.Используя текст учебника, объясните, какие преимущества даёт организмам непрямое развитие.
Лабораторная работа № 5