double arrow

Развитие гражданского общества с 2000 года по 2006 год

Развитие институтов гражданского общества в Казахстане с 1995 года по 2000 год.

Историческое развитие институтов гражданского общества в Казахстане с 1991 по 1995 год.

Содержание лекции

План лекции

Тема лекции № 15.

Принципы юридической ответственности

Принципы юридической ответственности – этоосновные идеи, начала, выражающие и обосновывающие меру государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение.

- Законность – ответственность только за деяния, запрещенные нормами права.

- Неотвратимость – обязательное привлечение к юридической ответственности за совершенное правонарушение.

- Справедливость – ответственность должна соответствовать тяжести правонарушения; за одно правонарушение назначается одно наказание; не применяется наказание, унижающее человеческое достоинство.

- Целесообразность – соответствие меры наказания целям юридической ответственности.

Развитие институтов гражданского общества в Республике Казахстан

1. Историческое развитие институтов гражданского общества в Казахстане с 1991 по 1995 год.

2.Развитие институтов гражданского общества в Казахстане с 1995 года по 2000 год.

3.Развитие гражданского общества с 2000 года по 2006 год.

4.Развитие гражданского общества с 2006-2011 год

5.Развитие гражданского общества с 2011 год по настоящее время

С 1991 года начинается этап постро­ения нового государства – Республики Казахстан. Принятый Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» определил основные направления развития казахстанского государства и общества. В преамбуле этого закона говорится: «Верховный Совет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства, осуществляя миролюбивую внешнюю политику, заявляя о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения, торжественно провозглашает государственную независимость Республики Казахстан». Решимость создания гражданского общества и правового государства можно рассматривать как политическую и идеологическую основу нового государства.

Становление и развитие институтов гражданского общества основано на нормативно-правовых актах и во многом зависит от усилий государства по созданию политических, правовых, материальных, организационных, и иных условий для осуществления поставленных задач. Для этого 27 июня 1991 года был принят закон Казахской ССР «Об общественных объединениях в Казахской ССР», где было закреплено, что «Право на объединение представляет собой одно из важнейших и неотъемлемых конституционных прав человека и гражданина, реализация которого отвечает интересам общества и находится под защитой государства. Казахская ССР, основываясь на Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, гарантирует гражданам республики свободу создания общественных объединений. Общественные объединения действуют в рамках Конституции и законов Казахской ССР». В результате в стране появились партии «Народный конгресс Казахстана», «Алаш», Социал-демократическая партия Казахстана (СДПК), Социалистическая партия Казахстана, Республиканская партия Казахстана, Республиканское славянское движение «Лад» и Гражданское движение Казахстана «Азат», филиал общественно-просветительского общества «Мемориал», Алматинская Хельсинская группа, движение «Единство», историко-просветительское общество «Адилет», движение пенсионеров «Поколение» и другие. В начале 1990-х годов была создана Коалиция социальной защиты, в рамках которой объединились 28 различных организаций, партий, движений для совместной работы по преодолению острых общественных проблем путем их обсуждения, поиска механизмов их решения на консолидированной основе. В декабре 1994 года Президентом Республики Казахстан было подписано постановление о создании республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству в сфере социально-экономических и трудовых отношений, которое положило начало развитию конструктивных трехсторонних отношений и созданию системы социального партнерства. Было прямо заявлено о том, что государство будет сокращать расходы, включая различные прямые и скрытые дотации, субсидирование, а также средства на содержание государственных органов. Именно в этот период состоялась беспрецедентная оптимизация государственного аппарата: в 1994-м было сформировано 14 областей, вместо существовавших на тот момент 19, и 169 районов, вместо 230, было сокращено 25 тыс. служащих и сэкономлены миллионы тенге бюджетных средств, которые пошли на выплату пенсий и зарплат. В конце июля принимается программа действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса. По существу в этот период закладываются основы взаимодействия и сотрудничества государства с институтами гражданского общества на либерально-демократических принципах.

Созданию правового поля для образования и функционирования партий и движений и, соответственно, дальнейшего развития партийной системы страны, способствовало принятие в 1995 году Конституции Республики Казахстан и в 1996 году Законов Республики Казахстан «Об общественных объединениях» и «О политических партиях». Закон об общественных объединениях стал базовым законом, закладывающим основы деятельности институтов гражданского общества. Предметом регулирования Закона «Об общественных объединениях» явились общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Республики Казахстан права на свободу объединений, а также созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общественных объединений. К общественным объединениям в Казахстане относятся политические партии, профессиональные союзы, и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями. Таким образом, предметом правового регулирования этого закона, является неопределенный круг объединений граждан, за исключением тех, деятельность которых прямо регулируется другими нормативно-правовыми актами.

Активное развитие получили национальные культурные центры, объединившиеся в Ассамблею народов Казахстана. Межэтническое согласие стало тем фундаментом, который позволяет обеспечить проведение реформ в стране. Конец 1990-го года отмечен профессионализацией деятельности институтов гражданского общества, что позволило повысить эффективность их работы по решению различного спектра общественных проблем, потребностей и нужд. Произошли качественные изменения на рынке масс-медиа, связанные с процессом разгосударствления средств массовой информации, полиграфических предприятий, а также переходом от системы государственного финансирования и дотирования СМИ к государственному заказу на проведение государственной информационной политики. Создание негосударственных средств массовой информации, выработка принципов свободного распространения информации является основным условием формирования гражданского общества и правового государства в Республике Казахстан.

В этот период были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, которые предусматривали введение в избирательную систему страны выборов по партийным спискам, что ускорило процессы партийного строительства. С декабря 1998 по август 1999 года были образованы Гражданская партия Казахстана (ГПК), Республиканская народная партия Казахстана (РНПК), Демократическая партия «Азамат», Аграрная партия Казахстана (АПК), Республиканская политическая партия «Отан», Демократическая партия женщин Казахстана, партия «Руханият», Национальная партия Казахстана «Алаш». Появились партийные фракции в Парламенте [4]. В выборах, прошедших 7 марта 1994 года, приняли участие 73,84% избирателей, в среднем 5 претендентов боролось за один депутатский мандат. В соответствии с временным регламентом на основе представительства партий в парламенте были сформированы партийные фракции: Союза Народное Единство Казахстана (СНЕК – 32 чел.), партии Народный Конгресс Казахстана (НКК) – 22 чел.), Социалистической партии (12 чел.) и Федерации профсоюзов (12 чел.), а также 14 депутатских групп, которые формировались в основном по профессиональному признаку. Впервые в истории Казахстана политические партии и движения получили доступ к реальным рычагам власти, возможность влияния на формирование и принятие государственных программ [191]. Развитие политической системы казахстанского общества стало необходимым фактором становления современного государства, поскольку именно партийное строительство находится в основе развитой политической системы демократического общества.

В 1999 году практически во всех регионах были открыты «Инфо-центры НПО», главной задачей которых было взаимодействие с региональными неправительственными организациями, оказание им консультативной помощи, информационной и методической поддержки.

В октябре 2000 года в Послании Президента страны народу Казахстана «К свободному, эффективному и безопасному обществу» появились первые поручения Правительству по созданию условий для развития неправительственных организаций, роль которых в реализации интересов самых различных групп населения стала все более возрастать. В 2000 году была создана Конфедерация неправительственных организаций Казахстана, которая консолидировала усилия НПО для создания механизмов взаимодействия с органами государственной власти. Целенаправленное развитие неправительственных организаций свидетельствует о последовательном курсе развития гражданского общества в Казахстане. Развитие нормативной базы, формирование организационных и экономических условий способствуют скорейшему становлению всей системы институтов гражданского общества.

Принятый в декабре 2000 года Закон Республики Казахстан «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» возвел в ранг государственной политики обеспечение согласования интересов между представителями органов исполнительной власти, объединениями работодателей и работников. Этот Закон определил правовые основы, задачи и порядок функционирования системы социального партнерства (трипартизма) в Республике Казахстан, установил порядок заключения, изменения и расторжения Генерального, отраслевых и региональных соглашений для достижения общих социально значимых целей на основе принципов равноправия и взаимной ответственности сторон. Принятый и введенный в июле 2002 года в действие новый Закон Республики Казахстан «О политических партиях» привел к дальнейшим качественным структурным изменениям в партийной системе страны. Этот закон определил правовые основы создания политических партий, их права и обязанности, гарантии деятельности, урегулировал отношения политических партий с государственными органами и другими организациями. Политическая партия была определена как добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании. В 2001 году был принят Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях». Предметом регулирования этого Закона стали отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией некоммерческих организаций. При этом подчеркивается, что особенности правового положения, создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий и профессиональных союзов регламентируются специальными законами. В Законе было определено, что некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками. В 2002 году принята Концепция государственной поддержки неправительственных организаций. В ней среди различных мер государственной поддержки неправительственных организаций была отмечена необходимость разработки законодательной основы, в которой важно определить весь комплекс правовых, организационных и иных вопросов взаимодействия государственных органов и неправительственных организаций. В законе необходимо отразить приоритеты, принципы, механизмы, обязанности сторон, уровни реализации государственной поддержки неправительственных организаций. Этот закон должен обеспечить правовую основу для участия неправительственных организаций в решении социально значимых проблем за счет средств государственного бюджета. Формирование системы государственного социального заказа является наиболее эффективной формой поддержки неправительственных организаций. В 2003 году Правительство страны утвердило программу государственной поддержки неправительственных организаций на 2003-2005 годы, в соответствии с которой были разработаны областные (городские) программы. В этом же году был проведен первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий с участием многих видных религиозных деятелей, представителей разных конфессий. Этот съезд заложил основы периодических встреч религиозных и общественных деятелей, проводимых в Астане не периодической основе. С 2003 года по 2012 год проведено четыре Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Результатом которых являлись итоговые документы, играющие огромную роль в поиске общественного диалога и согласия. В обращении участников Четвертого Съезда лидеров мировых и традиционных религий было отмечено, что единственным путем созидания безопасного мира является диалог, основанный на принципах взаимного уважения и понимания, сострадания и прощения, справедливости и солидарности, мира и согласия. В этой связи участники съезда призвали к совершенствованию механизмов взаимодействия между религиозными общинами, политическими лидерами, международными организациями и гражданским обществом. Исходя из этого, 11 октября 2011 года был принят Закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях. Этот Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения. В Законе признается историческая роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа. Закон уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан. Исходя из норм этого закона, в Республике Казахстан проведена перерегистрация религиозных объединений. На 1 января 2011 года в Казахстане насчитывалось 4551 религиозных объединений и их филиалов, а также малочисленных религиозных групп, не имеющих признаков юридического лица, представляющих 46 конфессий. В целом на 25 октября 2012 года перерегистрацию прошли 3088 религиозных объединений, представляющих 17 конфессий. Не прошли перерегистрацию дополнительно 20 отдельных нетрадиционных религиозных объединений. Таким образом, признавая важность и необходимость участия религиозных объединений в общественной жизни, государство защищает граждан от различных тоталитарных сект и псевдорелигиозных учений.

14 октября 2003 года состоялся первый Гражданский форум с участием Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. На форуме было обозначено политическое признание неправительственного сектора, положено начало формированию системного механизма взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами. Перед этим форумом стояла задача создания эффективного и действенного механизма сотрудничества государственных и гражданских институтов, конструктивное взаимодействие на паритетных началах. Гражданский форум Казахстана стал проводиться один раз в два года. В ходе форумов обсуждались стратегические вопросы развития неправительственного сектора и социальной сферы, разрабатывались соответствующие рекомендации и планы совместных действий.


Сейчас читают про: