Цель: изучить разнообразие приспособлений организмов, показать относительность приспособленности и ее происхождение как результат естественного отбора.
Оборудование: натуральные объекты или гербарные экземпляры растений, плоды растений (лопух, череда, клен), коллекции «Аналогичные органы защиты растений», «Защитные приспособления у животных» и др.
Ход работы:
1.Рассмотрите гербарные экземпляры растений и укажите приспособления к жизни в засушливых условиях.
2. Отберите плоды растений, у которых выражена приспособленность к распространению ветром. Какие у них особенности строения? Сосчитайте количество плодиков на месте одного соцветия клена и на растении в целом (приблизительно). Результаты запишите.
3. Отберите плоды растений, у которых выражена приспособленность к распространению животными. Сосчитайте число семян в одной ягоде рябины и число ягод на месте одного соцветия. Результаты подсчетов запишите.
4. Рассмотрите коллекции животных и выявите черты их приспособленности к среде обитания. Подумайте, в чем заключается относительный характер этих приспособлений.
|
|
5. Заполните таблицу по форме:
Название организма | Условия обитания | Черты приспособленности и их биологическая роль | Относительный характер приспособлений |
Пример: Еж обыкновенный | Нижний ярус смешанного леса | Иглы служат для защиты от хищников | При попадании в воду еж разворачивается и становится уязвимым |
Лабораторная работа №10
Место человека в системе животного мира.
Доказательства происхождения человека от животных
Цель: Определить место человека в системе животного мира, найти доказательства происхождения человека от животных.
Оборудование учебник Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология – М.: Дрофа, 2010. – 624 с.
Ход работы:
Задание №1
Заполните таблицу, используя текст учебника (с.130 – 132).
Систематическое положение человека | Признаки человека |
подтип … | |
класс … | |
подкласс … | |
отряд … | |
подотряд … |