Составьте пастбищную и детритную цепи для пресноводного водоёма, используя текст и рисунки учебника биологии (с.535 – 537).
Задание №2
Составьте пастбищную и детритную цепи питания для тропического дождевого леса, используя текст и рисунки учебника биологии (с.538 – 539).
Задание №3
Выберите хорошо знакомое вам растение или животное и составьте схему его связей с другими организмами. Связи могут быть пищевые, территориальные, распространение плодов или семян, паразитизм и т.д.
Например, береза – подберезовик (мутуализм), береза – осина (конкуренция), береза – дятел (кооперация), береза – трутовик (паразитизм), береза – лишайник (квартирантство), береза – заяц (пищевые отношения).
Лабораторная работа №13
Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем
Цель: научиться составлять характеристики экосистем и сравнивать их между собой.
Оборудование: учебник Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология – М.: Дрофа,2010. Карточки с изображениями растений и животных.
|
|
Теоретическая часть
Экологическая система (биогеоценоз) – это устойчивое сообщество растений, животных, микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. Экосистемы бывают естественные (природные) и искусственные (созданные человеком). К природным экосистемам относятся, например, болото, озеро, луг, лес. Примером искусственных экосистем могут быть аквариум, птицефабрика, сад, поле, огород.
Ход работы:
Задание №1
Приведите два примера естественных экосистем и заполните таблицу:
Экосистема | Продуценты | Консументы 1 порядка (травоядные) | Консументы 2 порядка (плотоядные) | Редуценты (разрушители органики) |
Задание №2
Приведите два примера искусственных экосистем и заполните таблицу:
Экосистема | Продуценты | Консументы 1порядка | Консументы 2 порядка | Редуценты |
Задание №3
Сравните естественные и искусственные экосистемы. Заполните таблицу:
Свойства экосистем | Естественные экосистемы | Искусственные экосистемы |
1.Целостность (взаимосвязь всех компонентов). | ||
2.Устойчивость (способность длительное время существовать и поддерживать равновесие). | ||
3.Видовое разнообразие (количество видов). | ||
4.Саморегуляция и самовоспроизведение. | ||
5.Источники энергии. |