Введение. По проведению практических занятий

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

По проведению практических занятий

По курсу «КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО»

(бакалавр, 3курс)

Введение

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется интенсивным ростом торгового оборота, многократным увеличением доли торговли в экономике. Коренные изменения, произошедшие в российской экономике с начала реформ, тесно связаны с развитием торговли. Именно в торговле России началось возрождение предпринимательства, формирование свободной коммерческой инициативы, разгосударствление экономики.

Торговля — одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве произведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.

Развитие внешнеэкономических связей, активное стремление российского государства к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) обязывают учитывать накопленные зарубежной практикой новые юридические решения, приемы и средства, применяемые для регулирования торгового оборота, требуют их освое­ния и использования с учетом национальных особенностей.

В России бурное развитие торговой деятельности существенно осложняется бессистемным и фрагментарным правовым регулированием. Создание комплексной и эффективной законодательной базы для регулирования торговой деятельности невозможно без разработки прочной научной основы. Решение этой сложнейшей и актуальной задачи берет на себя наука коммерческого права.

Цель семинарских занятий - привитие навыков самостоятельной работы над литературными источниками, законами и иными правовыми актами, умения использовать опубликованные материалы судебной и судебно-арбитражной практики с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные обоснованные выводы теоретического и практического характера. Семинары могут проводиться в виде «круглых столов», научных конференций, диспутов в группах или в иной форме по усмотрению преподавателя. Количество часов, выделяемое на рассмотрение теоретических и практических вопросов, определяется преподавателем.

При подготовке к семинарскими занятиям студенты должны повторить лекционный материал по теме занятия, изучить соответствующую главу учебника, изучить и проанализировать нормы соответствующих статей ГК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, АПК РФ, а также, если необходимо, законы, правовые акты и иные материалы, приведенные в библиографическом списке и относящиеся к данной теме.

Помимо перечня нормативных актов по каждой теме приводится список литературных источников, рекомендуемых для подготовки к семинарским занятиям. Наряду с учебной и научно-практической литературой указываются доступные научные работы монографического характера, обращаться к которым необходимо для того, чтобы разобраться в наиболее сложных теоретических вопросах той или иной темы. Кроме того, преподаватель может рекомендовать и другую литературу с учетом новейших публикаций.

Так, следует иметь в виду, что некоторые содержащиеся в литературных источниках положения уже устарели в связи с развитием законодательства, поэтому требуют соответствующей корректировки. Помощь при изучении новейшего законодательства могут оказать публикации в юридических журналах: «Государство и право», «Хозяйство и право», «Российская юстиция», «Юрист», «Журнал российского права», «Закон» и др.

Цель практических занятий - научить студента пониманию смысла закона и применению норм права к конкретным жизненным ситуациям. Подобные ситуации излагаются в задачах, основанных в большинстве случаев на рассмотренных судебных и судебно-арбитражных делах. Их решение позволяет добиться максимального приближения обучающихся к практической деятельности юриста-цивилиста.

Условия задач включают все фактические обстоятельства, необходимые для вынесения определенного решения по вопросу, сформулированному в тексте задачи. Следует подчеркнуть, что условия задач сформулированы таким образом, чтобы студенты могли разрешить все возникающие вопросы, опираясь на нормативные акты, а также на уже пройденный материал.

При подготовке к практическим занятиям студенты должны решить задачи, определенные преподавателем.

Приступая к решению задачи, студент должен прежде всего уяснить содержание задачи, сущность возникшего спорного правоотношения и все обстоятельства дела. Далее, руководствуясь правовыми актами и практикой их применения, следует определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, ответить на вопросы, связанные с правами и обязанностями участников возникших правоотношений, обоснованностью их требований или возражений, а если дело уже решено судом — то и обоснованностью изложенного в задаче решения. Помимо этого, необходимо ответить на теоретические вопросы, поставленные в задаче в связи с предложенной ситуацией.

Решение задачи с ответами на поставленные вопросы представляется в письменном виде и проверяется преподавателем, ведущим практические занятия. Все содержащиеся в решении выводы обосновываются ссылками на конкретные правовые нормы.

При решении задачи на практическом занятии студент должен уметь кратко устно изложить обстоятельства дела, пояснить, к чему сводится спор, дать юридическую оценку доводам сторон и обосновать с обязательными ссылками на конкретные нормы закона или иного правового акта свое решение по делу.

Необходимый для решения задач нормативный материал и судебная практика приведены в перечнях нормативных актов по каждой теме. Для поиска этих документов студенты должны обращаться к таким официальным изданиям, как Собрание законодательства РФ, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, Бюллетень Верховного Суда РФ, Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ и др., а также следить за публикациями нормативных актов в периодической печати («Российская газета», «Российские вести», «Экономика и жизнь» и др.).

Наиболее быстро и эффективно осуществить поиск необходимого нормативного материала и документов судебной практики можно с помощью информационно-правовых систем «Гарант максимум», «Консультант-Плюс».

Цель предусмотренных данной работой заданий — овладение основными концептуальными положениями, освоение значительного массива законов и иных нормативных правовых актов, концентрированного положительного правового опыта и выработка определенных навыков применения правового инструментария в сфере торгового предпринимательства.

Использование тестов позволит точнее освоить и прочно запомнить изучаемый материал. В ходе подготовки будущих юристов важно привить студенту навыки логического мышления, умения выстраивать систему доводов, убеждающих в правоте отстаиваемой им позиции.

Применение тестов не означает внедрение некоего зазубривания отдельных юридических догм или проведения занятия в стиле «загадок-отгадок». Каждый из предлагаемых тестов станет хорошим поводом для организации плодотворной дискуссии по сформулированному в нем вопросу, для выхода на смежные проблемы, для уяснения места этого вопроса в структуре предпринимательских связей. Важно не только выбрать правильный вариант ответа на поставленный в тесте вопрос. Главное - понять, почему именно действующие понятие, принцип, норма правильны, наиболее адекватно фиксируют современные реалии. Если же обсуждение приведет участников дискуссии к обратному выводу, то откроются широкие перспективы для коллективного творчества, для обсуждения предложений о дополнении, изменении или отмене того решения, которое соответствует современному законодательству и считается правильным ответом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: