Формирование культуры, благоприятствующей стратегии

В каждой компании сложилась уникальная организационная культура, существуют собственная деловая философия и принципы, свой подход к решению проблем и принятию решений, собственная схема действий, свой фольклор (истории которые рассказывают снова и снова), собственные табу и политические запреты, иначе говоря, укоренившиеся верования, поведение и образ мыслей, деловая практика и индивидуальность Основой культуры компании Wal-Mart является приверженность делу удовлетворения запросов покупателей, ревностное стремление к снижению издержек, прочная деловая мораль, легендарная бережливость Сэма Уолтона, ритуальные утренние воскресные встречи в штаб-квартире для обмена идеями, а также обязанность менеджеров посещать магазины разговаривать с покупателями и получать предложения от работников В компании McDonald’s - это многочисленные рассказы о разъездных продавцах картофельных чипсов которые несмотря на грязь и снег стремятся поддержать сервис компании на уровне 99,5% В компании McDonald’s руководство постоянно напоминает о первостепенном значении качества, сервиса, чистоты и порядка, от работников снова и снова требуют внимания к деталям и совершенства во всех аспектах работы В иллюстративной вставке 32 охарактеризована культура компании Nordstrom

Источник культуры компании

Культура компании уходит своими корнями в философию организации, причины, по которым она действует именно так а не иначе Культура компании проявляется в ценностях и деловых принципах, которые руководство пропагандирует и практикует в этических стандартах и официальной политике, во взаимоотношениях с причастными к ней (особенно с работниками, профсоюзами, акционерами, поставщиками и регионом, в котором она работает), в традициях, которых придерживается организация, в практике контроля, в установках и поведении работников, в легендах, которые люди рассказывают о случаях в организации, во взаимоотношениях равных по чину, в политике организации Все эти социологические факторы и образуют в совокупности культуру организации.

Культура компании Nordstrom

Культура в компании Nordstrom — универмаге, известном своей исключительной приверженностью интересам покупателей — выражается девизом «Реагируй на неразумные требования покупателей» Соблюдение названного принципа настолько укоренилось в поведении, "что работники привыкают радоваться самым неожиданным требованиям отдельных покупателей Как правило, для удовлетворения запросов покупателей требуется лишь немного внимания и заинтересованности Но иногда это может означать оплату счета покупателя за парков КУ, если упаковка подарочного набора в магазине занята ЧУТЬ больше времени чем обычно, или доставку заказа, сделанного по телефону, в аэропорт

В N01 (154от любое исключительное требование покупателя позволяет работнику проявить «героизм», а компании укрепить свою репутацию Руководство Nordstrom стимулирует подобную деятельность, поощряя работников, выполнивших необычные требования покупателей, и применяя только комиссионную систему оплаты труда (хорошие продавцы в Nordstrom нередко зарабатывают вдвое больше, чем они поучали бы в других универсальных магазинах) Nordstrom - это компания для энергичных людей, которым действительно нравится работать продавцом и угождать покупателям В этой компании нет места для тех, кто не соответствует высоким стандартам но она вознаграждает тех, кто готов действовать, как того требует культура компании.

Убеждения и методы, укоренившиеся в культуре компании, могут своим происхождением быть обязаны разным источникам влиятельному индивиду, рабочей группе, отделу или отделению, складываться на разных уровнях организации1 Очень часто многие элементы культуры связаны с основателем фирмы или ранними лидерами, которые сформулировали их в виде философии компании набора принципов, которых организация обязана строго придерживаться, политики компании, деловой стратегии или сочетания перечисленных вещей Со временем эти культурные элементы начинают разделять менеджеры и работники, и они сохраняются, так как вновь принятым лицам внушают необходимость следовать укоренившимся ценностям и методам Культура компании - это продукт действия внутренних социальных сил, она представляет собой совокупность ценностей и норм поведения, преобладающих в организации

После того как культура сложилась, ее можно сохранить путем преемственности лидерства, проверки и подбора новых членов групп с учетом соответствия ценностям, систематического внушения элементов культуры новым членам, напоминаний со стороны старших членов об основных ценностях в разговорах и выступлениях, повторения легенд компании, регулярных награждений тех кто придерживается культурных идеалов, следует культурным нормам, и наказания тех, кто уклоняется от них' Однако даже стабильная культура не статична В связи с кризисами и новыми задачами возникают новые методы работы Появление новых лидеров и смена ключевых фигур часто ведут к формированию новых ценностей и практике, которые видоизменяют культуру. Диверсификация в новые виды деятельности, экспансия в новые географические районы и быстрый рост, связанный с приходом новых работников, также может способствовать развитию культуры. Хотя принято говорить о культуре компании в единственном числе, обычно в компаниях существует несколько культур (или субкультур)"'. Ценности, убеждения и методы могут значительно отличаться в филиалах, географических районах, отделениях или хозяйственных единицах. Субкультуры компании могут приходить в столкновение или по меньшей мере плохо стыковаться, если вновь приобретенные хозяйственные единицы еще полностью не ассимилировались или в разных организационных единицах существуют конфликтующие стили управления, деловые философии или хозяйственные подходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: