Ярость норманнов

А враги не заставили себя ждать. Еще при жизни Карла Великого северные берега его державы стали тревожить разбойничьи набеги жителей Скандинавии. В Европе их называли «северными людьми» — норманнами. Легкие и стремительные ладьи скандинавов налетали на беззащитное побережье; «северные люди» грабили все, что могли награбить, жгли все, что могли сжечь, убивали всех, кто сопротивлялся или просто попадался под горячую руку. И вдали от моря тоже не было спасенья. Норманны поднимались на своих кораблях по рекам на многие сотни километров и внезапно обрушивались на не ждавших опасности жителей. Кто только не пострадал от жестоких морских разбойников! Они разграбили Париж и Гамбург, Кёльн и Аахен, Майнц и Антверпен, Люттих и Бордо, Нант и Руан, Трир и Тулузу, Пуатье и Вормс... Местные жители в страхе бежали в густые леса. Священники в церквах по всей Европе возносили молитвы: «Господи, защити нас от ярости норманнов!»

Поздние Каролинги ничего не могли сделать для спасения страны. После того как последний Западно-Франкский король из рода Карла Великого скончался в 987 г. двадцатилетним юношей, французская знать избрала новым королем могущественного графа Парижского Гуго Капета. Его предки и он сам были известны своим решительным сопротивлением норманнам. Так угасла династия, основанная майордомом Пипином Коротким, — династия Каролингов. На смену ей пришла династия потомков Гуго Капета. Ее называют обычно династией Капетингов.

Вопросы

1. Историки считают, что «каролингское возрождение» тесно связано с провозглашением Карлом Великим своей державы империей. В чем же состоит эта связь?

2. Объясните, почему самый образованный человек при дворе Карла Великого оказался родом с севера Англии. Кто могли быть его учителями?

3. Покажите на карте, как была разделена империя Карла Великого по Верденскому договору.

4. Объясните причины распада империи. Был ли Верденский раздел главной из них?

5. Почему некогда могущественная Франкская держава оказалась столь беззащитной перед вторжениями норманнов?

Как учил Алкуин (отрывок из учебника Алкуина)

Учитель: «Что такое письмо?»

Ученик: «Хранитель истории».

Учитель: «Что такое слово?»

Ученик: «Предатель мысли».

Учитель: «Кто рождает слово?»

Ученик: «Язык».

Учитель: «Что такое язык?»

Ученик: «Бич воздуха».

Учитель: «Что такое воздух?»

Ученик: «Хранитель жизни».

Учитель: «Что такое жизнь?»

Ученик «Радость счастливых, печаль несчастных, ожидание смерти».

Учитель: «Что такое человек?»

Ученик: «Раб смерти, гость места, проходящий путник».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: