double arrow

Этап 3. 1999 – 2001гг. – бурный экономический рост

конец 1998г. – начало 1999г. – резкая точка перелома: рост во всех отраслях экономики, развитие отечественных производителей.

Причины резкого перелома

1. Финансовый кризис 17 августа 1998 года стал причиной экономического роста, так как в результате резкого сокращения доходов домашних хозяйств внутренний спрос переориентировался на более дешевую отечественную продукцию, что стало стимулом для развития отечественной промышленности.

Государство постоянно выпускало ГКО, которые массово приобретались населением. В результате финансового кризиса наступил кризис неплатежей. Резко падал курс рубля, в результате чего росли долги у предпринимателей. Доход бюджета составлял 17 млрд. долларов, а обслуживание государственного долга – 14 млрд. долларов (то есть почти весь бюджет)

2. До 1998 года доллар стоил 6 рублей. После августовского кризиса за 3 месяца курс доллара вырос в 5 раз. В результате потребители ориентировались на отечественную продукцию, отказываясь от импортной.

3. Переориентация потребительского спроса на отечественную продукцию явилась стимулом к увеличению объемов производства на предприятиях отечественной промышленности. На внутреннем рынке сработала модель «спрос рождает предложение». Российские предприятия стали рентабельны, потому что стало выгодно развивать производство (действие мультипликационного эффекта).

4. Происходило массовое смещение иностранных предприятий на территорию России, в ходе которого иностранные инвесторы покупали наши предприятия и строили свои (например, массовая сборка иностранных автомобилей на территории России).




5. Развитие отечественных и открытие иностранных предприятий привело к появлению новых рабочих мест, а, следовательно, к росту занятости.

Бурный рост во всех отраслях был обусловлен благоприятной конъюнктурой на внешнем рынке, ростом заработной платы в отраслях ТЭКа. Низкие доходы населения подкрепили внутренний спрос на отечественную продукцию (тем самым, сократив его до минимума на импортную), который, в свою очередь, стимулировал развитие отечественных предприятий. В конце 1990-х годов появилось множество дешевых продуктов. Отечественная пищевая промышленность была направлена на низкодоходную группу населения.






Сейчас читают про: