Тема 4: Родительско-детские отношения и семейное воспитание

Как правило, трудности ребенка служат проекцией отношения в семье. Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения благополучия ребенка, многие авторы полагают, что существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обуславливают трудности в развитии ребенка.

И. С. Кон указывает, что вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей социологи и крими­нологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г. М. Миньковский выделяет по этому признаку 10 типов семьи.

1. Воспитательно-сильные — составляют, по данным автора, 15—
20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. '

2. Воспитательно-устойчивые — 35—40% выборки. Создают в це­
лом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в
семье трудности преодолеваются с помощью других социальных ин­
ститутов, прежде всего школы.,

3. Воспитательно-неустойчивые— 10% выборки. Характерна не­
правильная педагогическая позиция родителей (например, гиперопе­ка и т. п.), которая тем не менее выравнивается благодаря сравнитель­но высокому общему воспитательному потенциалу семьи.

4. Воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля
над ними; 15—20% выборки объединяет семьи, где родители по раз­ным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недоста­ток образования или педагогической кул муры) не в состоянии пра­вильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и ин­тересами, уступив свое влияние обществу сверстников.

Остальные типы (10—15% выборки) являются с социально-педаго­гической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными

5. Воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой.

6. Воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой.

7. Маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т. д.

8. Правонарушительские.

9. Преступные.

10. Психически отягощенные (цит. по: Кон И. С, 1989).

Родителям в настоящее время советуют:

1. Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной
поддержки. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них
лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение.

2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения,
а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддер­живать и вознаграждать просоциальное поведение детей (заботу о дру­гих, помощь, сочувствие и т. д.).

3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их вы­полнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть после­довательными.

4. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контро­ля над поведением детей.

5. Помогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство кон­троля над обстоятельствами.

6. Использовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь
детям понять правила поведения в обществе.

Зрелая семья, считает она, способна к продуктивному и согласованному планированию своей жизни, однако, если что-то в плане нарушается, она может спокойно принять и оценить эти изменения. Члены зрелой семьи способны без паники реагировать на различные жизненные ситуации. Люди из зрелых семей понимают, что проблемы обязательно будут возникать, хотя бы потому, что сама жизнь будет их ставить, но они будут всякий раз искать творческие решения возникающих проблем. В отличие от них, проблемные семьи стараются направить всю свою энергию на безнадёжную попытку жить так, чтоб вообще не иметь проблем.

Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступления, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.

Самооценка – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценивать себя. Тот, кто любим, открыт для нового.

Ощущение самоценности может сформироваться только в такой атмосфере, где принимаются любые индивидуальные различия, где любовь выражается открыто, где ошибки служат для приобретения нового опыта, где общение открыто и доверительно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого – неотъемлемая часть взаимоотношений. Это атмосфера той самой зрелой семьи, о которой говорилось выше.

В.Сатир утверждает, что хоть подобное описание атмосферы благополучной семьи представляется нереальным, ей встречалось немало таких семей.

Большое значение В.Сатир предаёт способам общения членов семьи между собой.

«Общение – пишет она – можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто всё, что происходит между людьми» [19].

Общение – один из важнейших факторов, отражающих характер отношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходит с ним в окружающем мире.

Способность к выживанию, к установлению близких отношений с другими, представление о смысле жизни, верность собственным идеалам – всё это во многом зависит от того, как человек ведёт себя в общении с другими людьми.

Если общение между супругами складывается неоднозначно, каждый партнёр начинает чувствовать себя неуверенно и старается защититься от другого.

Когда между мужем и женой устанавливаются бесцветные, безжизненные отношения, им становится тоскливо и скучно друг с другом. Скука ведёт к равнодушию, которое, возможно, является одним из самых неприятных человеческих чувств и, безусловно, одной из самых распространённых причин для развода.

Когда в общении между супругами рождается нечто неожиданное и интересное, жизнь обретает новые краски. Отношения становятся глубже, приносят больше удовлетворения, каждый начинает лучше относиться к себе и окружающим людям.

Фактически каждый человек является автономным, отличным от других, уникальным существом. И в то же время каждый человек в той или иной мере зависим от окружающих. Он нуждается в помощи, чтобы получить многое из того, что он хочет (или в том, чтобы они не препятствовали ему в его действиях). Он также нуждается в признании окружающими его существования и личностной ценности.

То, как человек общается с окружающими, определяется тем, какой из двух путей он избрал. Если он выбрал первый способ, он будет воспринимать различность окружающих в терминах войны и правоты одной из сторон. Если он следует по второму пути, он будет исходить из соображений исследования и наилучших способов.

Первый из путей ведёт к неразрешимым противоречиям, многочисленным проблемам и патологии. Второй – к развитию, к уникальности личности и к творчеству.

За многие годы работы В.Сатир пришла к выводу, что существуют определённые и почти что универсальные модели общения людей друг с другом.

Это пять типов коммуникаций:

- заискивающий;

- обвиняющий;

- расчётливый;

- отстранённый;

- уравновешенный.

Из этих пяти типов только уравновешенный даёт возможность преодолеть препятствия, найти выход из затруднительного положения или объединить людей.

В состоянии внутреннего равновесия человек может использовать все остальные типы реагирования. Различие заключается в том, что он делает это осознанно.

Уравновешенный тип поведения внутренне гармоничен. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств. Уравновешенных людей отличает способность к личностному росту, жизнестойкость, открытость.

В.Сатир также указывает на определённый стиль поведения зрелой или функциональной личности (поскольку он позволяет личности достаточно адекватно и успешно взаимодействовать с миром вообще и, в частности с семьёй, в которой она живёт). Такая личность:

- Ясно выражает свои мысли, намерения, желания.

- Способна видеть и слышать то, что происходит за её пределами, дифференцировать это от собственных проявлений и от проявлений среды.

- Ведёт себя по отношению к супругу как к существу, отдельному от неё и уникальному.

- Рассматривает существование различности как возможность получения новой информации и исследования, а не как угрозу или причину конфликта.

- Воспринимает супруга и ситуации, возникающие в семье в контексте, то есть с точки зрения того, чем они объективно являются, а не того, какими она хотела бы или ожидала их увидеть.

- Принимает на себя ответственность за то, что чувствует. О чём думает, что видит и слышит, а не отрицает своих проявлений и не приписывает их другому.

- Имеет навыки ведения открытой коммуникации, передачи и восприятия информации, выяснения разночтения между ней самой и окружающими.

У дисфункциональной личности не сформированы навыки адекватной коммуникации. Поскольку такая личность не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения, а также для правильной интерпретации поступающих извне сообщений, то предположения, на которых основываются её действия, будут ложными, а её попытки приспособиться к действительности – беспорядочными и неадекватными.

Исходя из всего вышесказанного, В.Сатир приводит следующую схему, иллюстрирующую то, как функционирует закрытая система в неблагополучных семьях и открытая система – в гармоничных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: