Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Одним из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., является Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, ГАТС). ГАТС было выработано в ходе Уругвайс­кого раунда ГАТТ и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из ее юридических основ.

Круг ведения ГАТС охватывает все виды услуг, кроме тех, по­ставка которых связана с правительственными функциями управ­ления. Особенно подробно в ГАТС рассматриваются финансовые услуги.

В торговлю услугами, регулируемыми ГАТС, включаются как услуги, перемещаемые через национальные границы, так и те, которые производятся и потребляются иностранными физиче­скими и юридическими лицами на территории стран-участниц.

ГАТС предусматривает два вида обязательств: 1) общие, при­нимаемые страной в безусловном порядке, и 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязательства - это РНБ, который обеспе­чивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не определяет условия такого доступа. Исключения мо­гут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнеров по зоне свободной торговли или таможенному союзу.

К специфическим обязательствам относятся прежде всего обя­зательства по предоставлению иностранным поставщикам услуг свободного доступа или национального режима на рынке данной страны, т. е. равных условий с местными участниками рынка.

Присоединившееся государство, не зафиксировавшее каких-либо ограничений в списке специфических обязательств, не име­ет права их применять.

Подписывая ГАТС, государства не обязаны либерализовать сразу спой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления нацио­нального режима. При переговорах о вступлении в ГАТС можно до­биваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг и с учетом приоритетов национальной экономической политики, а также уровня развития.

Различные виды услуг либерализованы неодинаково, и раз­личные группы стран по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Естественно, что в наибольшей степени в этом заин­тересованы прежде всего развитые государства и ТНК.

К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 90-х гг. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекомму­никаций и информационных технологий, которые не только стре­мительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что также может привести к снижению стоимости страхова­ния и кредита. Дальнейшая либерализация рынка услуг будет связана с проведением новых многосторонних переговоров.

Переговоры России о вступлении в ВТО касаются и торговли услугами. Это одно из самых сложных направлений переговоров, так как российское законодательство в этой сфере развито недо­статочно. За исключением транспорта, российские фирмы, торгу­ющие услугами, еще не сталкивались с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке и могут не выдержать ее, как это уже про­изошло на рынке многих товаров.

Лучше других защищен российский рынок финансовых услуг, где имеются определенные ограничения для нерезидентов. С 1999 г. в страховых организациях поправкой к закону «Об организации страхового дела» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 установлена сово­купная квота участия иностранного капитала - 15%.

Проводя переговоры о вступлении в ВТО по рынку услуг, Рос­сия должна будет принять общие требования ГАТС, представить и согласовать общие для всех секторов услуг и специфические (по отдельным видам услуг) обязательства. Потребуется модифици­ровать или заново сформировать нормативно-правовую базу в со­ответствии с требованиями ГАТС, а также добиться в ходе пере­говоров наиболее выгодных для страны условий либерализации рынка услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: