Одним из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., является Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, ГАТС). ГАТС было выработано в ходе Уругвайского раунда ГАТТ и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из ее юридических основ.
Круг ведения ГАТС охватывает все виды услуг, кроме тех, поставка которых связана с правительственными функциями управления. Особенно подробно в ГАТС рассматриваются финансовые услуги.
В торговлю услугами, регулируемыми ГАТС, включаются как услуги, перемещаемые через национальные границы, так и те, которые производятся и потребляются иностранными физическими и юридическими лицами на территории стран-участниц.
ГАТС предусматривает два вида обязательств: 1) общие, принимаемые страной в безусловном порядке, и 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязательства - это РНБ, который обеспечивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не определяет условия такого доступа. Исключения могут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнеров по зоне свободной торговли или таможенному союзу.
|
|
К специфическим обязательствам относятся прежде всего обязательства по предоставлению иностранным поставщикам услуг свободного доступа или национального режима на рынке данной страны, т. е. равных условий с местными участниками рынка.
Присоединившееся государство, не зафиксировавшее каких-либо ограничений в списке специфических обязательств, не имеет права их применять.
Подписывая ГАТС, государства не обязаны либерализовать сразу спой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. При переговорах о вступлении в ГАТС можно добиваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг и с учетом приоритетов национальной экономической политики, а также уровня развития.
Различные виды услуг либерализованы неодинаково, и различные группы стран по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Естественно, что в наибольшей степени в этом заинтересованы прежде всего развитые государства и ТНК.
К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 90-х гг. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, которые не только стремительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что также может привести к снижению стоимости страхования и кредита. Дальнейшая либерализация рынка услуг будет связана с проведением новых многосторонних переговоров.
|
|
Переговоры России о вступлении в ВТО касаются и торговли услугами. Это одно из самых сложных направлений переговоров, так как российское законодательство в этой сфере развито недостаточно. За исключением транспорта, российские фирмы, торгующие услугами, еще не сталкивались с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке и могут не выдержать ее, как это уже произошло на рынке многих товаров.
Лучше других защищен российский рынок финансовых услуг, где имеются определенные ограничения для нерезидентов. С 1999 г. в страховых организациях поправкой к закону «Об организации страхового дела» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 установлена совокупная квота участия иностранного капитала - 15%.
Проводя переговоры о вступлении в ВТО по рынку услуг, Россия должна будет принять общие требования ГАТС, представить и согласовать общие для всех секторов услуг и специфические (по отдельным видам услуг) обязательства. Потребуется модифицировать или заново сформировать нормативно-правовую базу в соответствии с требованиями ГАТС, а также добиться в ходе переговоров наиболее выгодных для страны условий либерализации рынка услуг.