Научное знание как сложная развивающаяся система

Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий определенные качаственно различные этапы. От мифа – к логосу – от логоса к преднауке – от преднауки к науке – от класс-ой науке к некласс-ой и далее к постнеклас-ой, или от незнания к знанию, от неглубокого неполного к более глубокому и совершенному знанию.

Основные черты Н знания.

Н знание обладает рядом специф черт, свойственных только ему. Н знание не отделено от обыденного знание, м\у ними есть опред связь, т.к Н мышление и возникло первоначально на почве опыта обычных жизненных наблюдений. Прежде всего Н знанию присущ особый теор фон, позволяющий Н:

1. придать х-р универсальности;

2. выйти за рамки узкопрактичной заинтересованности.

Н знание высокоспециализировано; для него необходим спец язык.

Когнитивная система Н – это система знаний, полученных в ходе Н познания и отвечающих текущим (т.к критерии научности на протяжении истории модифицируются) критериям научности: критериям объективности, доказательности, проверяемости.

Основные черты н знания согласно требованиям научности:

1. всеобщность. Предметом Н знания явл не единичные феномены, а то всеобщее, что присуще всем без искл объектам, явлениям, процессам опред типа, т.е то повторяющееся, стабильное, универсальное, что лежит в основе многообразных феноменов действ-сти. Но также Н познание занимается и уникальными явлениями.

2. необходимость. Н знание х-т не случайные, произвольные детали изучаемых О, а фиксирует их самые глубокие, сущностные, т.е необходимые стороны. В этом ракурсе наиболее репрезентативной формой фиксации и выражения Н знания явл Н закон.

3. системность. Элементы Н знания тесно связаны м\у собой разнообр отношениями. Н знание организовано в виде опред согласованной структуры, т.е оно системно.

Свойство системности Н знания касается не только такой совершенной и проработанной Н единицы, как теория, но и таких более ранних стадий разработки теор структур, как проблема и гипотеза. Поэтому получение нового знания уже с первых шагов носит системный х-р.

4. проверяемость. Критерии проверяемости меняются с течением времени. Критерии проверяемости и обоснованности в каждой опред предметной области конкретны, зависят от содержат-х параметров той\иной области. Но эти критерии всегда есть и всегда работают.

Динамизм и незавершенность науки.

Н знание не статичное образование. На самом деле оно – достаточно подвижная когнитивная система, в кот происходят постоянные процессы уточнения, пересмотра разл положений. Н знание не предст собой какой-то гомогенной целостности. В нем есть и нерешенные проблемы, есть вечные проблемы, парадоксы. Часто в одно и тоже время сосущ несколько альтернативных, конфликтующих теорий, идет постоянная борьба школ и направлений.

Это означает, что сод-е Н знания явл открытым для пересмотра и уточнения, для улучшений и новаций. Открытость и корректируемость Н знания выступают важн предпосылками развития когнитивной системы Н. Н знание динамичное, подвижное, незавершенное.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: