Гипотетико-дедуктивный метод познания

Изучение и оправдание Г-Д М как самостоят методологического образования начинается еще в 18в (Д.Гартли, Дж.Лесаж), но его признание приходит лишь к концу 19в. Обоснование этого метода принято связывать с именами ученых 19в Г.Гершеля, У.Уэвелла. Теоретики Г-Д М первыми осознали, что прогресс в Н существенно связан с выдвижением смелых гипотез.

Гипотетико-дед метод - метод Н познания, сущность кот заключается в создании системы дедуктивно связанных м\у собой гипотез, из кот в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и др посылок, истинность кот неизвестна. =>заключение, полученное на основе этого метода, неизбежно будет иметь вероятностный х-р.

Структура Г-Д метода.

1. ознакомление с факт материалом, требующим теор объяснения.

2. выдвижение догадки (гипотезы, предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с п разнообр логических приемов.

3. оценка основательности и серьезности предположений и отбор из множества из них наиболее вероятного.

4. выведение из гипотезы (обычно дедукт путем) следствий с уточнением ее содержания.

5. эксперимент проверка выведенных из гипотезы следствий. Тут гипотеза либо получает эксперимент подтверждение, либо опровергается. Однако подтверждение отдельных следствий не гарантирует ее истинности. Лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию. Разновидностью Г-Д М – можно считать матем гипотезу, где в качестве гипотез выступают уравнения.

Г-Д М (как и аксиоматич) явл не столько методом открытия, сколько способом построения и обновления Н знания, поскольку он показывает каким именно путем можно прийти к новой гипотезе.

Ограниченность.

1. от области фактов к обл гипотез нет логич пути. Т.е. данная модель не может отразить индукт рассуждения ученого, его стратегию движения от частного к общему. Здесь мышление иссл-ля движется не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», от фактов к общ законам. Но вопрос как это происходит Г-Д М оставляет без внимания.

2. данная модель не может отразить взаимоотн м\у гипотезами. Модель остается безразличной к тому, что из разл гипотез могут логически следовать одни и те же факты.

- отсутствие критериев отбора гипотез.

- от области гипотез к обл фактов возможно множество логич-х путей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: