Общелогические методы познания

Анализ – реальное\мысленное разделение О на составные части.

Синтез – их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза – совершенно новое образование. Следует иметь в виду, что анализ не д упускать качество предметов. В каждой обл знания есть свой предел членения О (атом, молекула). Разновидность АН – также разделение классов прадметов на подклассы – их классификация и периодизация. АН И СИН диалектически взаимосв. Но некот виды Н деят-сти явл-ся по преимуществу аналит (аналит химия) или синтетич (синергетика).

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих иссл-ля свойств (существ-х, общих). В рез этого процесса получаются разл рода «абстракт предметы», кот явл как отдельно взятые понятия и категории (белизна, развитие, мышление), так и их системы. Наиб развитые их них – матем, логика, диалектика,Ф. Гл вопрос АБСТР – выяснение, какие из рассм-х свойств явл существ-ми, а какие – второстепенными.

Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах).

Дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы). Из видов индук-х обобщений выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную и матем. В логике рассм-ся также индукт методы установления причинных связей – каноны индукции (правила индукт иссл-я Бэкона – Милля). К ним относятся методы: единственного сходства, ед различия, сходства и различия). Характ особ ДЕДУКЦИИ – от истинных посылок оно всегда ведет к истинному достоверному заключению, а не к вероятностному. ДЕДУКТ умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с п чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции.

Аналогия – соответствие, сходство – установление сходства в некот сторонах, свойствах и отношениях м\у нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соотв вывод – умозаключение по аналогии. Схема аналогии: объект В обладает признаками a, b,c,d; объект С обладает признаками b,c,d. => объект С возможно обладает признаком а. Тем самым АН дает не достоверное, а вероятное знание. При выводе по АН знание, полученное из рассмотрения какого-л О (модели), переносится на др, менее изученный и менее доступный для исследования О.

Моделирование – эмпир метод; метод иссл-я опред-х О путем воспроизведения их х-к на другом О – модели, кот представляет собой аналог того\иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и О, интересующим иссл-ля, д сущ-ть известное подобие (сходство) – в физических х-ках, структуре, функциях.

По х-ру моделей выделяют материальное (предметное) идеальное моделирование, выраженное в соотв знаковой форме.

Материальные модели – природные О, подчиняющиеся ест законам – физики, механики. При матер модел-нии конкретного О его изучение заменяется исследованием некот модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов,кораблей, космич аппаратов).

При идеальном мод-нии модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений ест\иск языка. В наст время широкое распрост – матем (компьют) мод-е.

Мод-е применяется тогда, когда прямое манипулирование с оригиналом либо крайне затруднительно, либо неэффективно, либо вообще невозможно. Напр, медико-биол иссл-я (О кот д служить Ч, но это недопустимо). Технич испытания дорогостоящих О.

Процесс мод-я: 1. построение модели 3. экстраполяция – перенос

2. изучение модели полученных данных на область знаний об исх О



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: