Особенности предмета административного права обуславливают и особенности его метода. Административно-правовой метод регулирования закрепляет юридическое неравенство субъектов управленческих отношений и выступает как метод повеления, который также называется императивным, предписывающим. Субъект вправе издавать предписывающие нормы, побуждающие или принуждающие к определенному виду действий или правомерного поведения. При этом правам субъекта государственного управления корреспондируют обязанности юридических и физических лиц.
Особенностями административно-правового регулирования управленческих общественных отношений является следующее:
Во-первых, для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания. Во-вторых, как следствие первого, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников отношения. В-третьих, в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически-властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например, у нижестоящего органа исполнительной власти). В-четвертых, властность и односторонность, как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования, не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут возникать управленческие отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений, т.е. их волеизъявлений.
|
|
Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это методы правового регулирования общественных отношений. Вместе с предметом, они дают наиболее емкую характеристику любой отрасли российского права, включая и административное право.
Кроме того, по кругу регулируемых общественных отношений, т.е. по предмету отрасли действующего права нередко оказываются весьма близкими, а иногда даже совпадают в своих основных проявлениях (например, имущественные отношения, а также отношения в сфере охраны природной среды, предпринимательской деятельности и т.п.) Поэтому метод регулирования часто выступает в роли определяющего критерия при разграничении правовых отраслей.
|
|
Административное право, сохраняя свою «самобытность», выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни, что предопределяется многообразием практического проявления действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.
Для изучения данной темы студенты должны использовать следующую нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801; 1999. №43. Ст. 5124.
Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2257.
Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. №22. Ст. 2663; 1997. № 20. Ст. 2242; 1998. № 33. Ст. 3967.
Конституции республик, входящих в состав РФ, уставы краев и областей, городов федерального значения.