Предмет административного права, как и любой другой отрасли, – это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк, труднообозрим и чрезвычайно подвижен, возникают большие сложности в определении и описании предмета административного права, тем более что легального определения предмета административно-правового регулирования (как, скажем, гражданско-правового регулирования – ст. 2 ГК РФ) нет и, видимо, не может быть в принципе.
Административно-правовые отношения, как очень большая часть (сегмент) общего правового поля, являются объектом и весьма объемной, сложной и неоднородной областью административно-правового регулирования общественных отношений, которые делятся на специализированные группы – административно-правовые институты.
Объектно-видовой подход к определению, исследованию и описанию предмета административного права выражается в перечислении и более или менее подробном описании всех административно-правовых институтов (некоторые из них рассматриваются в качестве подотраслей административного права). Такой подход к исследованию предмета административного права тесно связан с одновременным рассмотрением вопроса о системе административного права, с распределением всех составляющих его норм по определенным основаниям на различные группы – административно-правовые институты, подотрасли, Общую и Особенную части административного права, что обеспечивает наиболее полную и содержательную характеристику всей сферы административно-правового регулирования.
|
|
Предметно-родовой характеристикой административно-правового регулирования (предметно-родовой подход к определению предмета административного права) является то обстоятельство, что оно имеет своим предметом вполне определенный род общественных отношений – организационные отношения, которые, однако, имеют несколько предметных разновидностей как в сфере собственно государственного управления – исполнительно-распорядительной деятельности, так и за его пределами, в других видах государственной деятельности.
Существуют четыре области общественных отношений, где действуют единые по своей предметно-родовой сущности, но различные по своей видовой характеристике разновидности организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования:
1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления);
2) внутриорганизационные отношения во всех звеньях системы публичного управления и сферах государственной деятельности;
3) общегосударственные контрольно-организационные отношения;
4) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения.