Правовой статус и структура Администрации Президента РФ

Администрация Президента РФ является государственным органом, сформированным в соответствий с п. «и» ст. 83 Конституции РФ. Администрация Президента РФ формируется им для создания всех необходимых условий реализации президентской власти и всестороннего информационно-аналитического, материально-технического и организационного обеспечения его деятельности. Взаимодействуя в установленном Президентом порядке с органами всех ветвей государственной власти, его Администрация

· создает условия для определения основных направлений внутренней и внешней политики и руководства Президентом их реализацией;

· обеспечивает организацию подготовки законопроектов, подготовки предложений о подписании федеральных законов, подготовки, согласования и представления Президенту проектов заключений на законопроекты, проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов;

· осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ), указов, распоряжений и поручений Президента с подготовкой ему соответствующих докладов;

· обеспечивает в установленном Президентом порядке всяческое ему содействие в реализации всех его полномочий главы государства и гаранта Конституции, координатора органов всех ветвей государственной власти.

В структуру Администрации входят более 20 основных подразделений: Аппарат Совета Безопасности РФ, Государственно-правовое управление Президента РФ, Управление Президента РФ по внешней политике, Управление Президента РФ по внутренней политике, Управление Президента РФ по вопросам государственной службы, Референтура Президента РФ, Канцелярия Президента РФ и др.

Аппарат Совета Безопасности РФ, являясь самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ на правах управления, имеет своей задачей организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Президента и возглавляемого им Совета Безопасности по текущим проблемам безопасности, вопросам оценки внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства; выявление источников опасности, а также подготовку аналитических материалов, прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности в обществе и государстве; всестороннее, в том числе и аналитическое, обеспечение всех сторон и аспектов деятельности Совета Безопасности. При этом необходимо подчеркнуть, что в состав Администрации Президента в качестве ее структурной части входит не сам возглавляемый Президентом Совет Безопасности и его постоянные члены, а именно Аппарат Совета Безопасности.

Аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах также входят в состав Администрации Президента РФ. Сам полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа и обеспечивающим там реализацию конституционных полномочий главы государства. Он – федеральный государственный служащий, входит в состав Администрации Президента РФ, назначается на должность и освобождается от должности Президентом, как правило, по представлению Руководителя Администрации Президента. Полномочный представитель Президента в федеральном округе непосредственно подчиняется Президенту и подотчетен ему, но оперативное руководство деятельностью полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента РФ.

Непосредственное обеспечение деятельности каждого полномочного представителя Президента в федеральном округе осуществляет его Аппарат, являющийся самостоятельным под­разделением Администрации Президента на правах управления. В состав аппарата полномочного представителя Президента в федеральном округе входит соответствующая окружная инспекция Контрольного управления Президента РФ. Оно осуществляет методическое руководство указанной окружной инспекцией по вопросам организации контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, реализацией федеральных программ.

Основные задачи полномочного представителя Президента в федеральном округе следующие: организация реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом, и контроля за исполнением актов федеральных органов государственной власти на подведомственной территории; обеспечение реализации кадровой политики Президента и представление ему регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении с соответствующими предложениями. Осуществление данных функций обеспечено широкими полномочиями, в том числе правом привлекать сотрудников Контрольного управления Президента РФ, сотрудников федеральных органов исполнительной власти к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся на территории федерального округа.

Полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ во взаимодействии с помощниками Президента в установленном Президентом порядке координируют работу соответственно в Совете Федерации и Государственной Думе подразделений Администрации Президента и представителей Правительства; обеспечивают представление интересов Президента и способствуют реализации его конституционных полномочий в этих представительных (законодательных) органах государственной власти.

Полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ способствует осуществлению деятельности Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина и представляет интересы Президента в Конституционном Суде, участвуя в его заседаниях без специального на то решения Президента.

Помощники Президента РФ в соответствии с п. 11 Положения об Администрации Президента Российской Федерации оказывают содействие Президенту во всех многообразных аспектах осуществления его государственной деятельности:

· готовят ему предложения со всеми необходимыми аналитическими обоснованиями, справочными, информационными материалами для реализации им своих конституционных полномочий главы государства и планов его работы;

· участвуют совместно с другими подразделениями Администрации Президента в подготовке официальных встреч, переговоров, визитов, бесед, рабочих поездок Президента, его встреч с представителями граждан, политических партий и иных общественных объединений;

· обеспечивают деятельность консультативных и совещательных органов при Президенте РФ;

· готовят и исполняют любые отдельные поручения Президента РФ, в том числе конфиденциального и личного, доверительного характера.

Координирует деятельность помощников Руководитель Администрации. Помощники имеют право обращаться к руководителям федеральных органов государственной власти, осуществлять руководство самостоятельными подразделениями Администрации, представлять предложения по поступившим на рассмотрение Президента проектам правовых актов.

Советники Президента РФ –это лица, уполномоченные Президентом РФ оказывать ему помощь в реализации своей обширной компетенции. Советники, как и помощники, подготавливают для Президента аналитические, справочные и информационные материалы и рекомендации; обеспечивают деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте, исполняют отдельные поручения Президента. Советники Президента образуют Аппарат советников Президента в структуре Администрации Президента, в состав которого входят департаменты, обеспечивающие их деятельность. Советники имеют право на получение от руководителей федеральных органов исполнительной власти необходимой информации. Советник осуществляет и некоторые другие функции, связанные с разработкой и обоснованием советов Президенту.

Старшие референты и референты Президента РФ в соответствии с п. 13 Положения об Администрации Президента Российской Федерации осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений Президента, аналитических справок и записок, ведут информационно-консультативную работу и исполняют отдельные конкретные поручения Президента и Руководителя Администрации. Численность своих референтов, советников и помощников и направления их деятельности определяет и устанавливает сам Президент.

Для изучения данной темы студенты должны использовать следующую нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г, № 490 (с изм. и доп.).

Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации».

Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 28 мая 2004 г. № 699.

Положение об Управлении делами Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 7 августа 2000 г. № 1444 (с изм. и доп.).

Положение о полномочных представителях Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 351 (с изм. и доп.).

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023; Российская газета. 2004. 16 сент.

Положение о региональной коллегии федеральных Органов исполнительной власти, утв. Указом Президента РФ от 25 мая 1998 г. № 586.

Положение о Государственном совете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602.

Регламент Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 (с изм. и доп.).

Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260.

Структура Аппарата Правительства Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. № 520-р.

Постановление Совета Министров РФ от 27 мая 1993 г. № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 22. Ст. 2032.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: