Взаимоотношения муниципальных образований и их органов с государственными органами исполнительной власти

По действующему законодательству любые муниципальные образования и возглавляющие их органы местного самоуправления в пределах своих законом предоставленных полномочий действуют самостоятельно и не имеют над собой никаких вышестоящих органов. Но это конституционное положение не означает, естественно, самоустранения государства от государственного руководства многообразными сложными процессами организации и деятельности всех звеньев местного самоуправления в России.

Прежде всего, государство на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации определяет, создает и постоянно совершенствует законодательную базу различных аспектов организации и деятельности всех звеньев системы местного самоуправления, ставя его в определенные рамки, позволяющие упорядочить его, противостоять любым попыткам установления безграничной самоуправленческой «демократии» и проявлению внутригосударственного сепаратизма со стороны каких бы то ни было муниципальных образований. С одной стороны, федеральное и законодательство субъектов Федерации регламентирует и точно перечисляет предметы ведения местного самоуправления, а с другой – устанавливает полномочия органов федеральной и субъектов Федерации государственной власти в области местно­го самоуправления.

Органы местного самоуправления могут наделяться федеральными и субъектов Федерации законами отдельными государственными полномочиями, реализация которых становится подконтрольной государству. Отдельными государственными полномочиями может наделяться вся система органов местного самоуправления области, либо исполнительные органы местного самоуправления всех муниципальных образований, либо исполнительные органы местного самоуправления конкретного муниципального образования. Органы государственной власти, полномочия которых были переданы органам местного самоуправления, обязаны контролировать их реализацию, и потому они вправе: координировать действия органов местного самоуправления; давать указания органам местного самоуправления по вопросам реализации переданных полномочий, согласовывать решения по вопросам осуществления соответствующих полномочий; назначать уполномоченных для наблюдения за осуществлением переданных полномочий; запрашивать и получать документы и иную информацию по вопросам реализации переданных полномочий; заслушивать отчеты органов местного самоуправления; давать оценку решениям, принимаемым орга­нами местного самоуправления, с точки зрения законности и целесообразности; отменять (приостанавливать) решения органов местного самоуправления по вопросам переданных полномочий. Споры, возникающие по поводу осуществления контрольных полномочий, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке.

Для изучения данной темы студенты должны использовать следующую нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г, № 490 (с изм. и доп.).

Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации».

Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 28 мая 2004 г. № 699.

Положение об Управлении делами Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 7 августа 2000 г. № 1444 (с изм. и доп.).

Положение о полномочных представителях Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 351 (с изм. и доп.).

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023; Российская газета. 2004. 16 сент.

Положение о региональной коллегии федеральных Органов исполнительной власти, утв. Указом Президента РФ от 25 мая 1998 г. № 586.

Положение о Государственном совете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602.

Регламент Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 (с изм. и доп.).

Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260.

Структура Аппарата Правительства Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. № 520-р.

Постановление Совета Министров РФ от 27 мая 1993 г. № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 22. Ст. 2032.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: