Вопросы и задания. 1. Дайте определение социальной стратификации

1. Дайте определение социальной стратификации. Какие типы стратификационных систем вы знаете? Назовите критерии стратификации.

2. Почему Россию относят к смешанному типу стратификации? Обоснуйте свой ответ.

3. Как вы считаете, образует ли студенчество в современном обществе особый социальный слой? Приведите аргументы в поддержку своего мнения. Образуют ли отдельный социальный слой солдаты срочной службы? Безработные?

4. Что такое социальная мобильность? Назовите виды социальной мобильности и ее каналы? Кому в индустриальных странах продвинуться сложнее, мужчинам или женщинам. Аргументируйте ответ.

5. Проанализируйте сказку Ш. Перро «Золушка» с точки зрения социальной мобильности.

6. Что такое маргинальность и депривация. Назовите виды маргинальности
и причины ее возникновения.

7. Объясните, что вы понимаете под «открытым» и «закрытым» обществом.
В чем разница? К какому типу следует, на ваш взгляд, отнести современное российское общество?

8. Как вы оцениваете утверждение феминистов о гендерном неравенстве, существующем во всех современных обществах? Как, по-вашему, в чем должно выражаться социальное равенство полов? Как следует оценивать требование «вернуть женщину в семью»? Действительно, нужна ли женщине, по-вашему, социальная и материальная самостоятельность?

9. Т. Мальтус считал: бедность — следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет размножение населения и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государственные субсидии и заботу о бедных всецело доверить частной благотворительности. Согласны ли вы с таким мнением? Дж. С. Милль считал ограничение рождаемости лучшим средством борьбы с нищетой. А что вы полагаете?

10. Одни специалисты считают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность — это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также по причине физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. А каково ваше мнение?

11. Дайте определение группы. Какие виды групп вы знаете? Что такое референтная группа? Каковы ее функции?

12. Вспомните сказку о Дюймовочке. Вначале майский жук был в восторге от Дюймовочки, она казалась ему очень красивой. Но, когда он показал ее другим майским жукам, они сказали: «Какое убожество! У нее нет усиков! У нее даже есть талия!». И жук немедленно разлюбил Дюймовочку и отправил ее, куда глаза глядят. Какая черта групповой психологии проявилась в этом случае?

13. Проанализируйте сказку «Гадкий утенок» с точки зрения групповой психологии. Как проявилась в этой сказке групповая идентификация «свои» —«чужие»?

14. Многие люди участвуют во встречах выпускников даже спустя много лет после того, как заканчивают школу. Иногда они исключительно быстро находят контакт со своими бывшими товарищами по классу. А иногда обнаруживают, что многие из них так сильно изменились, что их трудно узнать, а потом оказывается, что и говорить с ними уже не о чем. Чем, на ваш взгляд, объяснить это явление?

15. Как вы думаете, как сказывается на сплоченности группы конфликт с другой группой? Как сказывается внешняя угроза? Почему?

16. В экспериментальной комнате находятся семь испытуемых, причем шестеро — подставные лица, они ведут себя в соответствии с установкой экспериментатора. На экране показывают пять разных фотографий пожилых людей.

Первым спрашивают настоящего испытуемого. Он, не колеблясь, говорит, что это разные люди. Но подставные испытуемые по очереди говорят об их сходстве. При этом они «убедительно» аргументируют ответы: фотографии изображают одно лицо, но под разными углами, поэтому они не похожи. Сходство якобы проявляется в глазах, очертании скул и носа, количестве и расположении морщин.
В конце эксперимента вновь спрашивают настоящего испытуемого.

Так, в 80 % случаев испытуемые отказываются от первоначального мнения
и уступают давлению группы.

В другом эксперименте демонстрировали две пирамидки — белая и черная. Результаты те же самые. Вначале настоящий испытуемый говорит то, что видит: пирамиды разные. Но в конце эксперимента поддается давлению группы и признает, что обе они белые. В обоих экспериментах описано важное явление групповой динамики — групповое давление. Сформулируйте, в чем оно состоит?

17. Отечественные психологи провели эксперимент, выяснявший степень коллективной солидарности. Учеников 7 класса пригласили в тир и предложили
выстрелить в одну из двух мишеней. Предупредили: если ученик стреляет в первую мишень, то деньги, выскакивающие из барабана, пойдут на общее дело,
а если во вторую, то деньги станут его личными.

Экспериментаторы давали испытуемым заведомо ложную информацию. На каждой мишени светящимися точками указывалось количество попаданий, которые якобы сделали предыдущие ученики. На «эгоистической» мишени намеренно зажигали больше точек. Испытуемым подсказывали: ваши товарищи стараются только для собственной пользы. Новичок оказывался перед выбором: быть коллективистом, но не согласиться с мнением большинства, либо быть эгоистом
и согласиться с мнением большинства. Выяснилось, что в дружном классе не поддаются на провокации 80 % учеников, а в недружном картина прямо противоположная. Почему в этом эксперименте групповое давление не подействовало?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: