double arrow

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ. 1. Главной целью стратегического маркетинга является нормативное обеспечение конкурентоспособности управляемых объектов


1. Главной целью стратегического маркетинга является нормативное обеспечение конкурентоспособности управляемых объектов.

2. Конкурентоспособность определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

На первом уровне дерева факторов (показателей) конкурентоспособности, например товара находятся качество (полезный эффект) товара, его цена, качество сервиса, эксплуатационные затраты. Методология управления конкурентоспособностью должна опираться на разноуровневость показателей: конкурентоспособность — на нулевом уровне, остальные четыре — на первом.

3. Неправомерно в состав показателей качества включать показатели экономного использования сырья и материалов.

4. С позиций теории воспроизводства неправомерно стадии конкурентоспособности строить в следующей последовательности: стадия факторов производства; стадия инвестиций; стадия нововведений; стадия богатства. Благосостояние — это цель общества, факторы производства и инвестиции — средства достижения цели, а нововведения (инновации) — метод достижения.




5. Закон экономии времени — закон экономии суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта объекта за его жизненный цикл.

6. Закон конкуренции — объективный процесс "вымывания" с рынка некачественных товаров.

7. Одним из условий управления конкурентоспособностью является разработка методов ее количественного измерения.

В условиях российской экономики следует применять не отдельные подходы к оценке конкурентоспособности, широко распространенные в промышленно развитых странах (по теории сравнительных преимуществ, теории равновесия, по качеству продукции, структурный, функциональный подходы и др.), а системно-комплексный, синтезирующий перечисленные и новые научные подходы.

8. Методически неправомерно при определении общего показателя конкурентоспособности организации-производителя умножать индексы конкурентоспособности товарной массы и эффективности, так как конкурентоспособность первична, а эффективность — вторична.

Конкурентоспособность организации рекомендуется определять как сумму показателей конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках с учетом их удельного веса в объеме продаж и значимости рынка.

9. Вместо 381 показателя, из которых почти половина экспертных, предлагается конкурентоспособность страны оценивать по 10 статистическим показателям с учетом их значимости: расходы на НИОКР, расходы на человека, политическая стабильность страны, ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни, эффективность использования ресурсов, экспорт, инфляция, место страны в мире по запасам природных ресурсов и удельному весу крупных конкурентоспособных фирм.



10. Одним из условий повышения конкурентоспособности является развитие стандартизации, особенно в мировом масштабе.

11. Вместо упрощенных методов классификации конкурентных преимуществ предлагается их классифицировать по семи признакам: отношение к системе, сфера возникновения преимущества, содержание фактора, метод или средство получения, место реализации, время реализации, вид получаемого эффекта.

12. В целях реализации предложенной нами Национальной идеи повышения конкурентоспособности России необходимо повысить качество подготовки специалистов и открыть новую специальность "Управление конкурентоспособностью".

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем отличия понятий "качество" и "конкурентоспособность"?

2. Чем отличается "будущий труд" от "прошлого" и какова их динамика?

3. Почему в понятие "закон экономии времени" следует включать "будущий труд"?

4. Почему закон конкуренции является объективным?

5. Для каких рыночных структур наиболее приемлем закон конкуренции?

6. Что лежит в основе измерения конкурентоспособности товара?

7. Что общего в измерении конкурентоспособности товара, организации и отрасли?

8. Чем отличается методика оценки конкурентоспособности региона от аналогичной методики по стране в целом?

9. В чем "+" и "-" стандартизации и каковы должны быть ее перспективы в условиях гиперконкуренции?



10. Почему от упрощенного подхода к анализу конкурентных преимуществ разных объектов в виде "ромбов" и матриц, применяемых в промышленно развитых странах, России целесообразно переходить к более тонким инструментам на основе классификации преимуществ по семи признакам?

11. Как осуществляется управление конкурентными преимуществами?

12. В чем сущность Национальной идеи повышения конкурентоспособности России?

13. Каковы пути повышения качества подготовки специалистов в условиях перехода России к рыночным отношениям?







Сейчас читают про: