double arrow

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Российская экономика продолжает переживать глубокий кризис. Основными причинами этого кризиса являются следующие: слабое государственное регулирование экономики; отсутствие государственной национальной стратегии перехода страны но рыночные отношения (ее надо было разработать еще в 1991 г.); ориентация развития российской экономики не на активизацию инновационной деятельности, а на факторы производства и инвестиционную политику; отсутствие на всех уровнях управления систем менеджмента как систем обеспечения конкурентоспособности объектов управления; мизерное финансирование науки и образования и др.

Вследствие этого объем промышленного производства за 10 лет сократился примерно вдвое. Эффективность использования ресурсов в России в два—три раза ниже, чем в промышленно развитых странах. По конкурентоспособности Россия в 1996 г. находилась на последнем месте из числа оцениваемых стран. По показателю жизненного уровня Россия отстает от передовых стран примерно в 10 раз и находится примерно на 60-м месте в мире.

Россия обладает 28% мировых запасов минеральных ресурсов, 12% ученых. Однако на "выходе" мы имеем 0,3% мирового производства наукоемкой продукции, производительность труда в 10 раз ниже, чем в ведущих странах, а наша доля в мировой торговле едва превышает 1% *.

* Строев Е. О новых ориентирах экономической политики // Вопросы экономики, 1998, № 5.

Следуя логической цепочке, низкая конкурентоспособность страны объясняется низкой конкурентоспособностью субстанции, первичного звена развития страны — системы образования. И как эта система может быть конкурентоспособной, если в России на высшее образование тратится 1,76% бюджета, а в промышленно развитых странах в два—три раза больше. Например, США из бюджета тратит на развитие образования 2,4, а Россия — 0,5% ВВП. Учитывая, что ВВП США примерно в 12 раз больше ВВП России, то абсолютные расходы США на образование примерно в 165 раз больше расходов России.

Средняя заработная плата профессора государственного вуза в России примерно в 100 раз ниже, чем в США*.

* Мельникова Е. На пороге XXI века (Субъективные заметки о стратегии развития высшей школы) / Высшее образование в России, 1998. № 4.

Несколько слов о мировом опыте развития образования.

В годы второй мировой войны в Японии было уничтожено 30% промышленного потенциала. Но ее правительство и народ в числе главных послевоенных приоритетов назвали образование. Не прошло и 15 лет, как мир заговорил о японском экономическом чуде. Впервые в мире в Японии разработана концепция всеобщего высшего образования. В настоящее время примерно 94% учащихся Японии продолжают образование в вузах.

Вслед за Японией многие страны приняли государственную программу перехода ко всеобщему высшему образованию, потому что это "императив выживания" для всего человечества.

Так, в 1990 г. Министерство просвещения США разработало программу "Национальные цели просвещения", в которой провозглашается, что образование является основным показателем качества жизни, сердцевиной экономического могущества и безопасности, ключом обеспечения конкурентоспособности страны. В США на развитие образования ежегодно тратится из бюджета не менее 170 млрд. дол.*.

* Будьков С. Безграмотность по стандарту // ЭКО, 1998; № 9.

Очень большое внимание развитию образования, уделяется в Корее, Китае, Франции, Швеции, Германии и других странах.

Еще пример. В 1994 г. администрацией президента США была принята "Стратегия национальной безопасности США", состоящая из семи разделов: Повышение конкурентоспособности товаров и производительности труда; Расширение рынков сбыта товаров; Обеспечение энергетической безопасности, повышение эффективности использования энергии; Решение проблем экологии, окружающей среды, рационального использования природных ресурсов; Инвестирование в новые технологии, усовершенствование информационной базы и других жизненно важных элементов инфраструктуры; Увеличение количества рабочих мест; Повышение качество образования и обучения кадров*.

* Воронин Г. Решение проблем качества в России — дело всех, дело каждого / Стандарты и качество, 1998, № 10.

Проблемы повышения конкурентоспособности России укрупненно можно подразделить на следующие:

• осуществление финансирования образования, науки, развития производства и инфраструктуры в необходимых объемах;

• ориентация понятийного аппарата в области экономики и менеджмента на обеспечение конкурентоспособности управляемых объектов;

• проведение фундаментальных исследований по формированию принципов управления важнейшими экономическими, социально-экономическими, производственными системами;

• применение к менеджменту и разработке управленческих решений 13 научных подходов (системного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного и др.);

• применение к менеджменту вместо административных, экономических и социально-психологических методов: принуждения, побуждения и убеждения при рациональном их соотношении (например, 4:4:2);

• переработка стандартов ISO серии 9000 по системам качества с целью их увязки с целым — конкурентоспособностью и дополнения такими научными подходами, как маркетинговый, функциональный, воспроизводственный и др., охватывающими большинство аспектов управления;

• рассмотрение функций менеджмента как единого процесса осуществления работ по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию;

• ориентация развития экономики России преимущественно на инновационный пусть развития. Использование природных факторов и инвестиций на повышение конкурентоспособности России на основе инноваций и др.

При построении дерева показателей конкурентоспособности на нулевом уровне будет комплексный показатель конкурентоспособности, на первом — интегральный показатель качества объекта, его цена, обобщающий показатель качества сервиса объекта, затраты на его использование (эксплуатацию, применение) за нормативный срок службы. На втором уровне будет продолжаться деление показателей первого уровня. Например, интегральный показатель качества включает показатели назначения, надежности, эргономичности, экологичности и др.

Однако в соответствии с действующими государственными стандартами на системы показателей качества (ГОСТ серии 4) в состав показателей качества включаются показатели экономного использования сырья и материалов. Такой подход к классификации показателей качества приводит к смешиванию показателей, удовлетворяющих наши потребности, с показателями затрат ресурсов на удовлетворение этих потребностей. Качество — одна сторона товара, стоимость для потребителя (за жизненный цикл товара) — другая. Образно говоря, подобное смешивание похоже на попытку объединить "решку" и "орла" монеты.

Ведь согласно ISO 8402 качество продукции представляет совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Причем здесь затраты? Безусловно, величина затрат на производство и применение продукции зависит от уровня качества. Но это уже другой вопрос. Конкурентоспособность тоже зависит от качества. Вместе с тем, на нош взгляд, методологически неправомерны выражения: "качество продукции — это конкурентоспособность...", "качество и конкурентоспособность". Это понятия разного уровня, и с позиций системного подхода следует конкурентоспособность относить к нулевому уровню дерева показателей, а качество и затраты — к первому, не включая при этом затраты в качество.

Методологический подход к управлению качеством продукции, приравнивающий показатели качества и конкурентоспособности, включающий показатели ресурсоемкости продукции в состав показателей качества, привел к тому, что в настоящее время на федеральном и других уровнях экономическими, правовыми и управленческими аспектами обеспечения конкурентоспособности разных объектов никто не занимается. Попытки управлять качеством продукции без определения глобальной системы, куда входит качество как система, ни к чему положительному не привели,

Много разногласий и неопределенности в сущности важнейшего понятия — "менеджмент".

В советские времена слово "менеджмент" было запрещено. Оно заменялось словом "управление", под которым понималось управляющее воздействие субъекта управления на объект для достижения социально-экономических целей. Хорошее определение. Вот если бы еще советская экономика допускало множественность форм собственности и механизм конкуренции, то нам не пришлось бы слово "управление" заменять на уровне фирм на слово "менеджмент" и иметь то, что имеет Россия сейчас.

Однако в переводной литературе по менеджменту, по которой обучаются российские студенты и специалисты, под менеджментом чаще всего понимается организационно-психологический метод управления персоналом. Для устоявшихся рыночных отношений подобное понимание оправдано, так как механизм конкуренции вынуждает фирмы повышать качество стратегического маркетинга, обеспечивающего поддержание конкурентоспособности объектов управления. Но в России пока стратегическим маркетингом никто не занимается. Поэтому цель стратегического маркетинга — нормативное обеспечение конкурентоспособности управляемых объектов — следует включить в понятие менеджмент. Отсюда следует, что менеджмент — система обеспечения конкурентоспособности управляемых объектов (товаров, услуг, фирмы и т.д.). Для определения функций и задач персонала по обеспечению конкурентоспособности строится система менеджмента фирмы и других объектов.

Если российская наука и практика примут новое определение менеджмента, то основную массу учебной и научной литературы, директивных документов придется писать или переписывать в расчетно-нормативном, конкретно-экономическом стиле взамен описательного. Новое определение менеджмента потребует в корне пересмотреть методологию управления экономикой на основе новых научных подходов, принципов, методов, нормативов и т.д. Если же новое конкретно-экономическое понятие менеджмента не будет принято, то мы будем продолжать читать красивые книжки по психологии и организации общения, окончательно скатываясь в категорию развивающихся стран, без будущего для наших детей и внуков.

При пересмотре или разработке новых документов по управлению конкурентоспособностью особое внимание, на наш взгляд, следует уделить научным подходам, принципам, методам управления.

Начнем с международных стандартов ISO серии 9000 по системам качества. В настоящее время эти стандарты пересматриваются. С 2000 г. в действие будет введена новая версия международных стандартов по качеству, которая основана на восьми принципах*:

1) ориентация на потребителя;

2) роль руководства;

3) вовлечение работников;

4) процессный подход;

5) системный подход;

6) постоянное улучшение;

7) принятие решений, основанных на фактах;

8) взаимовыгодные отношения с поставщиками.

* Чайка И. Ключевые принципы системного управления качеством // Стандарты и качество, 1998, № 10.

Пронанализируем достаточность (по количеству), обоснованность и возможность применения на практике приведенных принципов.

"Ориентация на потребителя" — принцип очень важного для рыночных отношений маркетингового подхода к менеджменту.

Принципы "роль руководства" и "вовлечение работников" являются компонентами системы управления персоналом, без соблюдения которых затруднительно достижение высокого уровня организованности функционирования системы. Наряду с этими компонентами следует учитывать множество других известных компонентов управления производством и персоналом (пропорциональность, параллельность, непрерывность и др.). Поэтому едва ли целесообразно названные принципы относить к принципам управления качеством продукции.

Принцип "взаимовыгодные отношения с поставщиками" является, на наш взгляд, следствием рыночных отношений, конкуренции, стратегического маркетинга, а не принципом управления качеством продукции.

Принцип "принятие решений, основанных на фактах" является, на наш взгляд, не принципом управления качеством продукции, а аудита, консалтинга, работы финансовых и правоохранительных органов. Он приемлем для статистического контроля качества. Но еще ведь есть стратегический маркетинг как функция менеджмента и первая стадия жизненного цикла объектов, на которой формируется уровень качества продукции.

Принцип "постоянное улучшение" тоже вызывает сомнение, так как большинство фирм приурочивают внесение изменений в конструкцию (проект) объекта к конкретному году либо к циклам воспроизводства объекта. В этом плане речь может идти о применении воспроизводственного подхода к менеджменту как к системе обеспечения конкурентоспособности, одним из компонентов которого является рассмотрение в динамике сменяемости выпускаемой, проектируемой и стратегической модели объекта с использованием опережающей базы сравнения. Улучшение должно быть дискретным, а не постоянным.

Не вызывает сомнений применение к управлению качеством продукции системного и процессного подходов.

Если уточнить название первого принципа, то из восьми принципов управления качеством в соответствии со стандартами ISO серии 9000 версии 2000 нашим категориям отвечают три: системный, маркетинговый, процессный. К этим трем подходам считаем целесообразным добавить еще 10: функциональный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, оптимизационный, директивный, поведенческий, ситуационный. Попытка раскрыть сущность 13 научных подходов к управлению конкурентоспособностью (менеджменту, качеству) сделана в работе автора. Особое внимание уделено сущности системного анализа, свойствам систем и правилам применения системного подхода. В учебной и деловой литературе отмечается необходимость системного подхода к экономике и менеджменту. Однако технологии применения этого подхода на практике уделяется очень мало внимания (иногда авторы ограничиваются только указанием необходимости применения системного подхода). Трудность проблемы не может служить причиной ухода от ее решения. К сожалению, в российской действительности в условиях жесткого и глубокого кризиса руководители поступают именно таким образом: обходят молчанием научные подходы к менеджменту.

Хотелось бы, чтобы ученые и руководители обратили внимание на обоснованные в работе законы конкуренции и экономии времени. В нашей интерпретации, закон конкуренции — объективный процесс "вымывания" с рынка некачественных товаров. Закон экономии времени — закон экономии суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта объекта за его жизненный цикл.

Научную новизну, на наш взгляд, представляют также: классификация инноваций и инновационных организаций; восемь факторов приведения в сопоставимый вид альтернативных вариантов управленческих решений (по факторам качества, времени, масштаба, риска и др.); методы экономического обоснования управленческого решения в зависимости от места объекта в системе менеджмента (вход, процесс, выход); проблемно-целевая организационная структура фирм; 14 принципов управления экономикой; 18 принципов управления персоналом и др.

Проблемы повышения качества подготовки (конкурентоспособности) специалистов по экономическим наукам и менеджменту укрупненно можно подразделить на следующие:

• пересмотр номенклатуры специальностей и специализаций по экономическим и управленческим направлениям с целью их ориентации на обеспечение (повышение) конкурентоспособности специалистов и вузов;

• пересмотр образовательных стандартов (государственных требований) к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов квалификации экономист, менеджер, экономист-менеджер, инженер-менеджер, учитывающих междисциплинарный характер их подготовки;

• более качественная унификация и стандартизация программ, требований, структур, отдельных понятий, научных подходов, принципов, факторов, методов управления экономикой, регламентируемых в учебной литературе, с обеспечением их авторской защиты и прохождения коллегиальной процедуры принятия и пересмотра;

• государственный контроль и стимулирование присвоения учебной литературе грифа "Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника (или учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по соответствующим специальностям и направлениям";

• применение рациональных форм и методов обучения и др.

Анализ специальностей и специализаций по экономическим наукам (060000) показал, что в настоящее время специалистов по управлению конкурентоспособностью вузы России не готовят, как будто подобная проблема в стране не существует и по показателю конкурентоспособности мы находимся не в хвосте мирового сообщества, а в лидирующей группе.

Для обеспечения страны специалистами в области достижения конкурентоспособности считаем целесообразным открыть новую специальность "Управление конкурентоспособностью" с присвоением специалистам квалификации экономиста-менеджера. В зависимости от стадии жизненного цикла объекта, на которой решается проблема конкурентоспособности, в рамках этой специальности можно выделить следующие специализации:

> общее управление конкурентоспособностью;

> обеспечение конкурентоспособности социально-экономических систем;

> обеспечение конкурентоспособности производственных систем;

> обеспечение конкурентоспособности учебных заведений и специалистов;

> обеспечение конкурентоспособности технологий;

> обеспечение конкурентоспособности ценных бумаг;

> обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг;

> стратегический маркетинг;

> инновационный менеджмент;

> международный менеджмент;

> прикладная экономика и менеджмент;

> консалтинг.

Для успешного решения сложных междисциплинарных проблем обеспечения конкурентоспособности по всем специализациям считаем целесообразным в программы обучения включить следующие сквозные дисциплины:

> логика;

> эстетическая культура менеджера;

> психология и социология управления;

> статистика;

> международная конкуренция;

> управление экономикой;

> основы управления конкурентоспособностью;

> системный подход и правила его применения;

> научные основы менеджмента;

> стратегический маркетинг;

> методы анализа;

> методы прогнозирования;

> исследование операций;

> разработка управленческого решения;

> поиск конкурентных преимуществ;

> управление персоналом;

> управление качеством;

> финансовый менеджмент.

К отдельным отраслям народного хозяйства (строительство, машиностроение, транспорт, социальная сфера и т.д.) считаем целесообразным не привязывать программы обучения, а готовить профессионалов по проблемам. Специфику отрасли и особенности объекта управления квалифицированный специалист изучит за несколько месяцев.

Для повышения качества подготовки специалистов следует выполнить огромную работу по унификации и стандартизации многих аспектов управления образованием. Не следует бояться термина "стандартизация". Согласно ISO 8402, стандартизация — деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. Очень емкое определение.

Министр общего и профессионального образования Российской Федерации В. Филиппов считает, что стандарты не мешают вариантности образования. Российский опыт стандартизации был воспринят во многих странах с либеральными принципами. В США сейчас тоже создаются стандарты, гарантирующие качество образования. Там для этой цели образован специальный комитет с тысячами сотрудников и годовым бюджетом в 22 млрд. дол., что в 30 раз больше, чем уходит на содержание всей российской системы образования*.

* Филиппов В. "Великих стратегов" сменили реалисты // Вузовские вести, ноябрь 1998, № 21.

С чего следует начать работу по стандартизации в российской системе образования?

Прежде всего нужен нормативный акт "О стандартизации терминов и понятий в области экономики и менеджмента (управления)", который остановил бы вал различных терминов на одно и то же понятие (принцип, функцию, метод, показатель и т.д.). В настоящее время учебная и методическая литература по общим вопросам управления экономикой и менеджменту по перечисленным вопросам не состыкована. Студенты, сдавшие на "отлично" одну и ту же дисциплину по менеджменту в разных вузах, едва ли смогут успешно сдать этот экзамен в третьем, независимом вузе.

К сожалению, в настоящее время каждый вуз специалистов по конкретной экономике и менеджменту готовит по учебной литературе, написанной своими же преподавателями, либо по переводной. В некоторых учебниках и программах, например по менеджменту, приводится список литературы, включающий 1—2 своих источника и 10—20 переводных (чаще всего с английского). Игнорируется богатый опыт и наработки советских и российских ученых. Получается, что российские вузы готовят специалистов по экономике и менеджменту для эмиграции, западного рынка.

После принятия упомянутого нормативного акта необходимо стандартизовать (можно в рекомендательном порядке) узловые модули (блоки) по экономике и менеджменту. Например, принципы управления экономикой, научные подходы к разработке управленческих решений, стадии жизненного цикла типовых объектов, функции управления, методы менеджмента, типовая структура системы менеджмента, принципы управления различными функциональными и социально-экономическими системами и т.д.

При подготовке любого пищевого продукта требуются базовые компоненты, например, вода, жир, соль и т.п. Можно назвать тысячу видов продуктов и везде будут присутствовать эти компоненты, качество которых, кстати, очень строго регламентируется стандартами. Так почему, по аналогии, нельзя стандартизовать вышеприведенные компоненты экономики и менеджмента, являющиеся компонентами любой дисциплины, любой программы и т.д.?

Стандартизация — работа очень трудоемкая и одновременно очень эффективная за счет выработки наиболее рационального решения и многократного его использования в разных сферах деятельности. Документ по стандартизации может быть рекомендательным или обязательным для применения. Например, в США, Германии, Англии и многих других странах уже десятки лет действуют национальные стандарты по применению функционально-стоимостного анализа, которые являются рекомендательными. Эта особенность не ограничивает применение на всех предприятиях одних и тех, же методов анализа эффективности объектов. Ведь эти методы учитывают современные достижения науки и практики, позволяют рационально использовать ресурсы (в США ресурсы используются примерно в три раза эффективнее, чем в России). Вместе с тем, ни один уважающий себя американский предприниматель не будет заключать контракт на поставку, например, оборудования, если при анализе системы управления качеством у изготовителя не оказалось стандарта по функционально-стоимостному анализу.

Следующим направлением стандартизации системы образования является уточнение государственных требований (лучше оформить их в форме государственных стандартов) к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по экономико-управленческим специальностям.

Представляется целесообразным стандартизовать количество дисциплин, их содержание и расчасовку по первым трем блокам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл математических и общих естественно-научных дисциплин; цикл общепрофессиональных дисциплин. Последний цикл — специальные дисциплины — целесообразно стандартизовать в рекомендательном стиле. В наибольшей мере этим требованиям отвечают "Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 340100 "Управление качеством", утвержденные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации 22.07.98, № 1982.

Нормативные акты должны быть также приняты по оплате труда преподавателей и сотрудников, их социальной защите, по правам и обязанностям преподавателей, сотрудников, студентов, организационно-техническому уровню материальной базы учебных заведений и т. д.

Разунификация требований, принципов, методов, структур и т. д., слабое государственное регулирование образовательных процессов в значительной мере снижают качество подготовки специалистов, затрудняют интеграцию, увеличивают затраты, позволяют малым негосударственным образовательным учреждениям ставить целью своей деятельности не возрождение России, а получение прибыли.

Одним из факторов повышения качества подготовки специалистов является повышение качества учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразованием России. Целесообразно повысить качество экспертизы, устраивать конкурсы с присвоением грантов и премий, усилить контроль учебной литературы, имеющей на обложке гриф учебника, а фактически не проходившей никакого конкурса. Такие лжеучебники снижают конкурентоспособность учебников, заслуживших гриф Министерства.

По применению эффективных методов обучения написано очень много. Однако эти методы заимствованы из систем образования промышленно развитых стран, где на образование расходуется в сотни раз больше средств, чем у нас. Посчитайте, сколько стоят дистанционное обучение. модульное инновационное обучение, деловые игры, анализ конкретных ситуаций и т. д. У наших преподавателей и студентов нет денег даже на приобретение основных учебников, которые, кстати, значительно дешевле, чем в других странах. Для применения очень нужных современных образовательных технологий необходимо выполнить по крайней мере три условия: 1) иметь технические средства; 2) иметь учебный материал и время для тщательной подготовки к занятиям в домашних условиях; 3) иметь время и деньги для написания программ, сценариев и т. д. Это одна сторона аспекта применения эффективных методов обучения.

Вторая заключается в том, что, по данным В. Спицнаделя*, главным в образовательном процессе является не получение информации, а понимание сущности явления, принципа, понятия, закона, закономерности и т. д. Образовательный процесс следует делить на три этапа: получение информации; анализ, результатом которого является знание; синтез, результатом которого является понимание сущности. Соотношение важности этих категорий и примерных трудозатрат следующее: информация — 1; знание — 13; понимание — 173 единицы информации; или 1:13:173.

* Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учебное пособие, СПб.: 1998.

Информация передается описаниями, т. е. ответами на вопросы: "кто?", "когда?", "что?", "где?", "сколько?". Знания передаются инструкциями, т.е. ответами на вопрос "как?" Понимание передается объяснениями, т. е. ответами на вопрос "почему?" Главное — понять, потом — знать и наконец — обладать информацией. Одной из форм понимания является проблема.

Россия всегда отличалась самородками, гениями в области философии, литературы, искусства, психологии, медицины, математики, физики, химии, механики и других сфер деятельности. Это достигнуто благодаря построению системы образования на основе понимания глубинных процессов, а не заучивания истин, прокручивания на ЭВМ стандартных ситуаций. Поэтому в настоящее время, в условиях нашей нищеты считаю целесообразным еще более усилить проблемный аспект изучения дисциплин на основе применения современных научных подходов, методов анализа, синтеза, прогнозирования, оптимизации, конкретно-экономического, а не описательного стиля обучения. В этих условиях повышается роль качественных учебников, которыми всегда отличалась отечественная система образования.

К главным практическим мерам по реализации идеи мы относим следующие:

• разработку и реализацию первоочередных мер по стабилизации финансовой системы России на 1999—2000 г.;

• разработку стратегии выхода России из кризиса на 2000—2020 гг.;

• создание Института конкурентоспособности Российской Академии наук;

• разработку Федеральной программы повышения конкурентоспособности России на 2000—2010 гг.;

• создание образовательного учреждения — Института менеджмента и консалтинга;

• проведение во всех образовательных, государственных, коммерческих и других структурах и через все средства массовой информации непрерывной работы по обучению и пропаганде Национальной идеи повышения конкурентоспособности России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: