Государственная измена и шпионаж

Государственная измена (ст. 182 УК РФ). Закон относит к государственной измене шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Республики Казахстан. Эти способы и представляют собой объективную сторону государственной измены.

Первым видом государственной измены является шпионаж. Его объективные признаки совпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 185 УК РФ) и заключаются в передаче, а равно собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

Следовательно, речь идет о двух разновидностях шпионажа, которые различаются главным образом по предмету (государственная тайна или иные сведения).

Объективная сторона первой разновидности шпионажа, касающейся государственной тайны, состоит в совершении какого-либо из следующих действий: передача, собирание, похищение, хранение сведений.

Передача — это сообщение сведений любым способом (устно, письменно, по радио и т. д.). Данный вид шпионажа окончен в момент получения сведений теми, кому они предназначались.

Собирание — наиболее распространенный способ шпионажа. Конкретные методы собирания многообразны: личное наблюдение, копирование документов, подслушивание, покупка, расспросы и др.

Похищение является разновидностью собирания, изъятие осуществляется действиями, типичными для какой-либо формы хищения (тайно, открыто, с применением насилия, путем обмана), причем владение может быть как постоянным, так и временным.

Хранение — это обладание предметом, который находится в помещении или на территории, принадлежащей определенному лицу. При этом не имеет значения, был ли предмет размещен в данном месте самим хранителем или же с его согласия другим лицом.

Собирание, похищение, хранение признаются шпионажем, если они совершались в целях передачи. В этом смысле их можно рассматривать как приготовление к передаче, но конструкция состава такова, что одни только перечисленные действия, независимо от передачи, представляют собой оконченное деяние. Однако поскольку собирание и похищение окончены, когда сведения фактически добыты, то возможны и приготовление к шпионажу (приискание или приспособление средств, при помощи которых будут собираться сведения, вербовка соучастников и т. д.), и покушение на него (например, неудавшаяся попытка похищения).

Обязательным признаком состава является определенный получатель сведений — иностранное государство, иностранная организация или их представители, причем имеются в виду любые зарубежные организации (государственные, общественные, частные). Передача или собирание сведений для казахстанских организаций или граждан без цели дальнейшей передачи их в другие страны (например, для использования в производственной деятельности и т. д.) не являются шпионажем, ибо при этом не создается угроза внешней безопасности. Такие действия могут квалифицироваться как разглашение государственной тайны, похищение документов и т. п.

Вторая разновидность шпионажа. Предметом второй разновидности шпионажа являются иные сведения, т. е. не составляющие государственную тайну, но предназначенные для использования в ущерб внешней безопасности Казахстана. Это могут быть любые, в том числе вообще несекретные, сведения, которые необходимы иностранному агенту для пребывания на территории Казахстана (о порядке получения документов, трудоустройства и т. д.), для вербовки казахстанского гражданина, обладающего государственной тайной (о его моральном облике, вкусах, привычках), и т. д.

Отличие данной разновидности шпионажа от первой заключается еще и в том, что способами действий являются только передача или собирание сведений, а также в том, что указанные действия совершаются по заданию иностранной разведки. Собирание иных сведений по собственной инициативе с дальнейшей передачей их иностранному государству не содержит признаков шпионажа, но при определенных условиях может рассматриваться как другой вид государственной измены — оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности.

Выдача государственной тайны. Второй вид государственной измены — выдача государственной тайны. Она очень близка к шпионажу, особенно в форме передачи сведений. Отличие же состоит в том, что выдачу осуществляет лицо, располагающее сведениями (по службе и т. д.), а при шпионаже сведения передаются иными лицами, которые, как правило, предварительно их собирают или похищают. Выдача считается оконченной, когда сведения получены теми, кому они предназначались.

Иное оказание помощи иностранному государству. Последний вид государственной измены — иное оказание помощи иностранному государству или иностранной организации в проведении враждебной деятельности.

Иное оказание помощи может выражаться в различных способах содействия (предоставление убежища, устройство на работу, снабжение материалами и т. д.) иностранному разведчику, вооруженным группам либо сепаратистским движениям, действующим в интересах иностранных государств или организаций, т. е. в конечном счете, иностранным государствам в их враждебной деятельности против Казахстана. При отсутствии связи с зарубежными странами государственной измены нет и ответственность может наступать за другие преступления.

Анализируемый вид измены признается оконченным с момента оказания фактической помощи.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин РК. Иностранцы и лица без гражданства не подлежат ответственности по этой статье, так как они не могут совершить измену государству, гражданами которого не являются.

Вопрос о субъективной стороне преступления является дискуссионным. Все согласны с тем, что формой вины может быть только умысел, однако некоторые авторы считают, что он обязательно должен быть прямым, другие же — что возможен также и косвенный умысел. Спорной является, например, ситуация, когда виновный, передавший иностранному государству сведения, составляющие государственную тайну, осознавал, что причиняет вред внешней безопасности, но безразлично относился к такому результату, ибо единственной целью было получение вознаграждения.

Мотивы и цели не имеют значения для квалификации: ими могут быть стремление причинить вред государству, выехать для жительства за границу, получить материальную выгоду и т. д.

В примечании к ст. 182 УК РК указывается, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное этой статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Республики Казахстан и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Как указывалось выше, шпионаж окончен либо в момент передачи, либо при собирании, похищении или хранении сведений, составляющих государственную тайну; выдача окончена в момент получения сведений адресатом; иное оказание помощи при фактическом ее оказании. Если виновный только собрал, похитил или хранил сведения, но не передал их, то для освобождения от ответственности достаточно ликвидировать условия, при которых сведения могут стать достоянием иностранного государства, и т. д. (например, уничтожить их или вернуть на место, откуда они были похищены). Такое поведение подходит для применения понятия иного способствования предотвращению дальнейшего ущерба, т. е. сообщения органам власти о совершенных действиях в этом случае не нужно.

При передаче или выдаче сведений способствование предотвращению ущерба может заключаться в их изъятии до того, как получатели сумели ими воспользоваться. Однако такая возможность возникает крайне редко, поэтому для освобождения от ответственности необходимо сообщение органам власти.

При ином оказании помощи в проведении враждебной деятельности возможны различные действия по предотвращению дальнейшего ущерба, их характер зависит от того, каким образом была оказана помощь.

Сообщение органам власти должно быть добровольным и своевременным. Добровольным оно считается, когда было сделано без принуждения и до того, как факт был обнаружен органами власти, о чем стало известно виновному. Мотивы же могут быть любыми (осознание недопустимости поступка, уговоры родственников, боязнь ответственности в будущем, обида на «заказчика», не выполнившего какие-либо условия, и т. д.). Социальный смысл анализируемой нормы не в прощении раскаявшегося преступника, а в том, чтобы стимулировать определенное поведение и поощрить за помощь в предотвращении дальнейшего ущерба.

Преступление относится к категории особо тяжких деяний.

Шпионаж (ст. 185 УК РК). По объекту, предмету, объективной и субъективной стороне самостоятельный состав шпионажа идентичен со шпионажем как видом государственной измены (ст. 182 УК РК). Отличие происходит по субъекту — при государственной измене им может быть только гражданин Казахстана, а при шпионаже по ст. 182 УК РК — только иностранец или лицо без гражданства (апатрид).

Необходимо отметить еще одно отличие между ответственностью российских граждан и иностранцев за передачу или собирание иных (кроме государственной тайны) сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РК. При совершении указанных действий не по заданию иностранной разведки, а по собственной инициативе российский гражданин может нести ответственность за государственную измену в виде иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности; ответственность же иностранца вообще исключается ввиду отсутствия признаков шпионажа.

На состав шпионажа распространяется примечание к ст. 182 УК РК об условиях освобождения от уголовной ответственности.

Преступление — особо тяжкое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: